Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Усмановой Г.Ф, судей Ошхунова З.М, Нафикова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью законсервированной биотермической ямы (скотомогильника), по кассационной жалобе исполняющего обязанности Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Тамбиева Р.А. на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.01.2020.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ошхунова З.М, выслушав представителя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Чагарова А.Т, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора 5 отдела управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ Зудина А.Н... возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Урупского района Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью законсервированной биотермической ямы (скотомогильника).
В обосновании иска указал, что по результатам проверки на территории Преградненского сельского поселения Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в 1, 5 км. западнее села Салиха выявлен скотомогильник (биотермическая яма), при осмотре которой установлены нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Скотомогильник на балансе администрации Урупского муниципального района и Преградненского сельского поселения не числится, права на него не зарегистрированы. Отсутствие собственника на скотомогильник влечет невозможность обеспечения его сохранности, а соответственно, создает угрозу безопасности жизни и здоровья населения, наносит вред окружающей среде, может привести к вспышке инфекционных заболеваний.
Истец просил признать законсервированную биотермическую яму (скотомогильник) государственной собственностью и обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение года с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать права на скотомогильник, привести в соответствие с требованиями п.п. 5.6, 5.7, 5.8, 6.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469.
Решением Урупского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.09.2019 исковые требования прокурора Урупского района Карачаево-черкесской Республики удовлетворены.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, указав, что решение районного суда постановлено с нарушением норм процессуального права, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального права Российской Федерации перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального права Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.01.2020 решение Урупского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.09.2019 отменено, принято новое решение, которым исковые требования прокурора Урупского района Карачаево- Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворены в части.
Судом признана государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическая яма (скотомогильник), расположенная на земельном участке с кадастровым номером 09:05:0010301:955 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Урупский р-н, СПК Уруп, напротив земельного участка поле 30с. На Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник) и в срок до 01.08.2020 устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, путем организации мероприятий по консервации скотомогильника.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе исполняющего обязанности председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Тамбиев Р.А. просит отменить апелляционное определение, ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив обжалуемое судебное постановление в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования прокурора суд апелляционной инстанции, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, в том числе положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", пункта 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469), пришел к обоснованному выводу, что отсутствие правовой определенности относительно принадлежности спорного скотомогильника приводит к его бесконтрольному функционированию в нарушении ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к ненадлежащему состоянию, создающему угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью неопределенного круга лиц и окружающей среде.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
В частности, в силу подпунктов 49, 49.1, 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.
Для осуществления перечисленных полномочий согласно подпункта "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
При этом вышеназванные законы не предусматривают возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования.
Судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что установление балансодержателя (собственника) биологически опасного объекта, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации) и на охрану здоровья (статьи 7, 41 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, суд апелляционной инстанции обоснованно признал спорный объект государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики и возложил на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта обязанность принять меры по постановке объекта на кадастровый учет, регистрации права собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник) и организации мероприятий по его консервации.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, с которой Судебная коллегия соглашается, они не влекут отмену по существу правильного апелляционного определения, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.01.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу исполняющего обязанности председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Тамбиева Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Г. Ф. Усманова
Судьи З. М. Ошхунов
И.А. Нафиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.