Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Мурзаковой Р.Ф, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цилия Ларисы Александровны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края о признании незаконными действий (бездействия), решений пенсионного органа, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, ежемесячной денежной выплаты, взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, возложении обязанности по начислению двойного размера ежемесячных денежных выплат, переводу и начислению пенсии по воинской службе и инвалидности, возложении обязанности ознакомить с материалами пенсионного дела, по иску Цилия Александра Васильевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края, начальнику и заместителю начальника ГУ "Управление пенсионного фонда РФ по городу - курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), Управлению труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края о признании незаконными действий (бездействия), решений пенсионного органа, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, ежемесячной денежной выплаты, взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, возложении обязанности по начислению двойного размера ежемесячных денежных выплат, начислению увеличенной пенсии, переводу и начислению со страховой пенсии на государственную пенсию
по кассационной жалобе Цилии Ларисы Александровны, Цилии Александра Васильевича на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения Цилии Л.А, действующей в своих интересах и в интересах Цилия А.В, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Цилия Л.А. обратилась в суд с иском с уточнением требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), начальнику и заместителю начальника ГУ - Управления пенсионного фонда РФ по городу - курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) Медведевой О.А, Волковой И.П, Управлению труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края о признании незаконными действий (бездействия), решений пенсионного органа, с восстановлением процессуального срока на обжалование действий (бездействия), возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, ежемесячной денежной выплаты, взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, возложении обязанности по начислению двойного размера ежемесячных денежных выплат, переводу и начислению пенсии по воинской службе и инвалидности, возложении обязанности ознакомить с материалами пенсионного дела.
В обоснование требований Цилия Л.А. указала, что на обращение пенсионный орган письмом от 13 сентября 2018 года ответил об установлении ей государственной пенсии на более выгодных основаниях в размере 10360 рублей 48 копеек по сравнению с тем, что размер пенсии, которая была бы ей начислена как матери инвалида, меньше и составляет 7737 рублей 08 копеек. Однако с учетом размера денежного довольствия сверхурочной воинской службы в воинской части N 3025 во ВВ МВД УССР г..Луганска за период с 10 января 1990 года по 10 августа 1993 года при наличии трудового стажа 17 лет (без учета ухода за ребенком-инвалидом с детства с 1994 года) размер трудовой пенсии составляет около 20000 рублей на основании Закона Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации". Помимо того, Цилия Л.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно с 2007 года и является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году, следовательно, она относится к категории федеральных льготников, которым на основании пункта 11 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" назначается двойной размер ежемесячной денежной выплаты, увеличенный размер пенсии, имеют перевод с государственной пенсии на трудовую в размере 20000 рублей и начисление пенсии по инвалидности. При назначении пенсии пенсионный орган также не учел период осуществления предпринимательской деятельности с 1995 по 002 годы. Размер двойной ежемесячной выплаты с учетом индексации 2019 года должен составлять 540 руб. 66 коп. Однако пенсионный орган в этом ей неправомерно отказал.
На основании Закона Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении РФ", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4481-1 пенсионный орган обязан произвести перерасчет пенсии, ежемесячной денежной выплаты, перевести на страховую пенсию и начислять пенсии по воинской службе и по инвалидности за период с 2000 года по 2019 год.
Цилия А.В. обратился в суд с иском с уточнением требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконными действия (бездействие) пенсионного органа, решения пенсионного органа, Управления Министерства труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края по вопросам о невнесении данных Цилии А.В. в чернобыльский реестр с 2006 года до 2019 года на право возмещения вреда и меры социальной поддержки, отказа в установлении статуса по Закону Чернобыля о начислении двойного ЕДВ в размере: 540 руб. 66 коп, как постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение, инвалиду третий группы с детства, в размере 2162 руб. 67 коп, назначения страховой пенсии в размере 4622 руб. 10 коп. х 200% (4) = 18488 руб. 40 коп, начисления доплаты на иждивенца - мать Цилию Л.А, инвалида второй группы, в размере 2135 руб, фиксированной доплаты к пенсии в размере 4909 руб, а всего - 30722 руб. 83 коп. в месяц, а за период с 2006 года по 2019 год - в размере 4792974 руб.; о возложении обязанности на пенсионный орган начислить двойной размер ежемесячной денежной выплаты, перевести со страховой пенсии на государственную пенсию согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации N 166-ФЗ, взыскании суммы в размере 4792974 руб. за указанный период.
В обоснование требований Цилия А.В. указал, что пенсионный орган письмом незаконно отказал в перерасчете пенсии, выплате ежемесячной денежной выплаты в двойном размере, социальной доплаты к пенсии. Цилия А.В. является инвалидом с детства третьей группы бессрочно, лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году; относится к категории федеральных льготников, которым положено назначение двойного размера ежемесячной денежной выплаты, увеличенного размера пенсии; на него распространяются не только нормы, предусмотренные ч.3 ст. 28.1 Закона РФ от 15 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", но и нормы, предусмотренные п.11 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поэтому должен быть назначен двойной размер ежемесячной денежной выплаты.
Пенсия лицам, пострадавшим в результате радиационных и технических катастроф, начисляется в увеличенном размере. В соответствии с Законом РФ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и Законом РФ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", лица, выехавшие из зоны проживания с правом на отселение, могут получать пенсии за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальную. Страховая пенсия по старости назначается в соответствии с Законом Российской Федерации N 400 от 28 декабря 2013 года при наличии трудового стажа 9 лет. Кроме того, лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, может назначаться страховая пенсия по инвалидности. Пенсионный орган не учел период предпринимательской деятельности с 1 января 2000 года по 1 января 2002 года, в пенсионном деле отсутствуют документы, подтверждающие его обращения с 2006 по 2018 годы, незаконно произведен расчет размера социальной доплаты к пенсии, материалы сфальсифицированы.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17 апреля 2019 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Цилии Ларисы Александровны к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), начальнику и заместителю начальника государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ по городу - курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), Управлению труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края о восстановлении процессуального срока на обжалование действий (бездействия) пенсионного органа, признании незаконными действий (бездействия) пенсионного органа, решения пенсионного органа - ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) от 13 сентября 2018 года за N 02 - 00/64, от 22 февраля 2019 года за N 10 - 05/3402, в лице заместителя начальника Волковой И.В, начальника Медведевой О.А, Управления Министерства труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, по вопросам о не внесении данных Цилии Л.А. в чернобыльский реестр до 2016 года, введении Цилии Л.А. в заблуждение относительно размера полагающейся ей государственной пенсии в размере 10360 рублей 48 копеек, вместо 20720 рублей 96 копеек, возложении обязанности на пенсионный орган - ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) устранить допущенные в отношении Цилии Л.А. нарушения пенсионного законодательства и законодательства об обеспечении инвалидов, начислении двойного размера ежемесячной денежной выплаты - 540 руб. 60 коп, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльский АЭС в 1986 году, выехавшему из зоны с правом отселения, проходившему службу в органах ВВ МВД УССР, инвалиду 2-й группы, в размере 2701 руб. 62 коп, начислении пенсии по воинской службе, исходя из размера денежного довольствия - 44179 руб. 80 коп, в размере 98281 руб. 32 коп, пенсии по инвалидности 2-й группы в размере
5124 руб, в месяц ее пенсия должна была составлять : 2701, 62 + 540, 66 + 98281, 32 + 5124 = 106653 руб. 60 коп, а за период с 2000 года по 2019 год (за 19 лет или 228 месяцев) сумма составляет: 106653, 60 х 228 = 24316884 руб, взыскании с ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) в пользу Цилии Л.А. суммы в размере 24316884 руб, с учетом перерасчета сумм, выплаченных в пользу Цилии Л.А. за указанный период, возложении обязанности на пенсионный орган - ГУ "УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное)" начислить Цилие Л.А. двойной размер ежемесячной денежной выплаты, произвести перевод и начислить Цилие Л.А. пенсию по воинской службе и пенсию по инвалидности с момента вынесения судом решения, возложении обязанности на пенсионный орган - ГУ "УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное)" предоставить Цилие Л.А. возможность ознакомления с ее пенсионным делом - отказать.
В удовлетворении исковых требований Цилии Александра Васильевича к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), начальнику и заместителю начальника ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по городу - курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), Управлению труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края о восстановлении процессуального срока на обжалование действий (бездействия) пенсионного органа, признании незаконными действий (бездействия) пенсионного органа, решения пенсионного органа - ГУ "УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное)" от 13 сентября 2018 года за N 02 - 00/65, от 22 февраля 2019 года за N 10 - 05/3403, в лице заместителя начальника Волковой И.В, начальника Медведевой О.А, Управления Министерства труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, по вопросам о не внесении данных Цилии А.В. в чернобыльский реестр с 2006 года до 2019 года на право возмещения вреда и меры социальной поддержки, отказа в установлении статуса по Закону Чернобыля о начислении двойного ЕДВ в размере: 540 руб. 66 коп, как постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение, инвалиду 3-й группы с детства, в размере 2162 руб. 67 коп, назначения страховой пенсии в размере 4622 руб. 10 коп. х 200% (4)= 18488 руб. 40 коп, начисления доплаты на иждивенца - мать Цилию Л.А, инвалида 2-й группы, в размере 2135 руб, фиксированной доплаты к пенсии в размере 4909 руб, а всего 30722 руб. 83 коп. в месяц, а за период с 2006 года по 2019 год - 4792974 руб, возложении обязанности на пенсионный орган - ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) устранить допущенные в отношении Цилии А.В. нарушения пенсионного законодательства и законодательства об обеспечении инвалидов, начислении двойного размера ежемесячной денежной выплаты, как лицу,
подвергшемуся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльский АЭС в 1986 году, выехавшему из зоны с правом отселения, увеличенную пенсию и на основании заявления Цилии А.В. от 7 марта 2019 года перевести со страховой пенсии на государственную пенсию по начислению, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации N 166-ФЗ, взыскании с ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) в пользу Цилии А.В. суммы в размере 4792974 руб, с учетом перерасчета сумм, выплаченных в пользу Цилии А.В. за указанный период, - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Цилии Л.А, Цилии А.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судебными инстанциями не допущено.
Как усматривается из материалов дела, Цилие Л.А. установлена государственная пенсия в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, как гражданину, выехавшему в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, и как инвалиду второй группы, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 января 2005 года назначена ежемесячная денежная выплата, в которую включаются: обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Цилие Л.А. в назначении двух ежемесячных денежных выплат отказано, поскольку таким правом пользуются граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом отселения.
В ответах пенсионного органа Цилие Л.А. разъяснялись право и способы обращения с заявлением о переводе на другой вид пенсии. В последующем Цилие Л.А. отказано в переоформлении государственной пенсии на страховую пенсию по старости с включением периода работы в качестве индивидуального предпринимателя с 1995 по 2002 годы в связи с тем, что это приведет к занижению размера пенсии, что противоречит пенсионному законодательству.
Цилия А.В, согласно дубликату удостоверения от 5 июня 2006 года, имеет статус гражданина, выехавшего в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы, в связи с чем у него отсутствует право на получение двух ежемесячных денежных выплат.
Цилие А.В. назначены трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 400 - ФЗ от 17 декабря 2001 года и ежемесячная денежная выплата в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как инвалиду третьей группы.
По обращениям Цилии А.В. ежегодно на основании пункта 13 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплачивается ежегодная компенсация на оздоровление.
С 1 января 2010 года Цилие А.В. установлена федеральная социальная доплата, которая выплачивается в виде разницы между величиной прожиточного минимума пенсионера и суммой всех осуществляемых ему выплат, в том числе: ежемесячные денежные выплаты, включая стоимость набора социальных услуг, дополнительное материальное обеспечение, иные меры поддержки, установленные законодательством региона.
Пенсионным органом Цилие А.В, 14 июля 1979 года рождения, отказан перевод со страховой пенсии по инвалидности на государственную пенсию в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку право на указанную пенсию возникает при достижении 56-летнего возраста.
Рассматривая приведенные требования истцов, суд первой инстанции проверил, с истребованием пенсионных дел истцов, правомерность отказа пенсионного органа по всем обращениям, в том числе: относительно включения в расчет назначенной Цилие Л.А. пенсии денежного довольствия в период службы в МВД УССР, в войсковой части N 3025 г. Луганска с 10 января 1990 года по 10 августа 1993 года; периода работы в качестве индивидуального предпринимателя с 1995 по 2000 годы; время ухода за матерью инвалидом первой группы и сыном инвалидом с детства второй группы в течение восьми лет; относительно отказа в перерасчете пенсии Цилии А.В. с 2006 по 2018 годы с учетом статуса Чернобыля и периода работы с 1 января 2000 года по 1 января 2002 года, перерасчета пенсии по инвалидности с учетом двух ежемесячных денежных выплат с 2006 по 2018 годы, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что действиями пенсионного органа не нарушены предоставленные пенсионным законодательством и законодательством о социальной защите и обеспечении инвалидов права истцов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что оснований сомневаться в правильности расчета размера пенсий не имеется. Каких-либо допустимых доказательств, указывающих на неправильное исчисление размера пенсий, истцами в суд не предоставлено.
Судебная коллегия находит, что обжалуемые судебные постановления соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не содержат нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела.
Довод кассационной жалобы о рассмотрении дела судом первой инстанции в отсутствие истцов при наличии ходатайства об отложении судебного заседания в связи с нахождением на дневном стационарном лечении в ГБУЗ СК "ЖГБ" при поликлинике N 1 с 8 по 19 апреля 2019 года опровергается материалами дела.
Ссылка в жалобе на не исследование судом дополнительных доказательств, не рассмотрение судебной коллегией замечаний на протокол судебного заседания от 23 июля 2019 года не состоятельна.
Доводы кассационной жалобы истцов сводятся к изложению своей позиции по делу, собственному толкованию пенсионного законодательства и оценке доказательств и установленных обстоятельств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств и установление иных обстоятельств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Цилии Ларисы Александровны, Цилии Александра Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Мурзакова Р.Ф.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.