Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу адвоката Вялых В.Н. (далее Вялых В.Н.), действующего на основании ордера от 29 мая 2020 года в интересах Пешкова А.В. (далее Пешков А.В.) на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного района города Воронежа от 04 декабря 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - президента Воронежской областной общественной организации (далее также ВООО) "Федерация футбола" Пешкова А.В., установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного района города Воронежа от 04 декабря 2019 года президент ВООО "Федерация футбола" Пешков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Пешкова А.В. - адвокат Вялых В.Н. ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на незаконность. Указывает на отсутствие в действиях Пешкова А.В. состава административного правонарушения, поскольку 06 октября 2019 года по адресу: "адрес" (спортивный комплекс "Кристалл") спортивное мероприятие не проводилось в связи с его отменой организаторами, зрители отсутствовали, соответственно, не имелось правовых оснований для обеспечения помещений для хранения предметов, запрещенных к проносу, организации зон для осмотра входящих граждан и автотранспорта.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно положениям части 1 статьи 20 Федерального закона от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, несут ответственность за организацию и проведение таких мероприятий, имеют право приостанавливать и прекращать такие мероприятия, изменять время их проведения и утверждать их итоги, а также при проведении официальных спортивных соревнований обеспечивают совместно с собственниками, пользователями объектов спорта меры общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством Российской Федерации. Обеспечение мер общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований осуществляется за счет средств организаторов официальных спортивных соревнований и (или) собственников, пользователей объектов спорта в соответствии с положениями (регламентами) об официальных спортивных соревнованиях и (или) договорами, заключенными организаторами таких соревнований и собственниками, пользователями объектов спорта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Права и обязанности организаторов официальных спортивных соревнований, собственников, пользователей объектов спорта по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований устанавливаются настоящим Федеральным законом, а также правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
Пунктами 5 и 6 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 353 (далее также Правила), определено, что места проведения соревнований должны иметь соответствующую инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований. Инфраструктура мест проведения соревнований включает в себя следующие объекты, предназначенные для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований, в том числе помещение для хранения предметов, запрещенных для проноса, либо место, специально подготовленное в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, зоны (контрольно-пропускные пункты) для возможности осмотра входящих граждан и въезжающего транспорта с применением технических средств, требования к которым утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (подпункты "в" и "ж" пункта 6 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 5, подпунктами "а" - "в" и "ж" пункта 6 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 353, в отношении отдельных объектов инфраструктуры, мест проведения официальных спортивных соревнований и оснащения стадионов инженерно-техническими средствами для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, при проведении на них официальных спортивных соревнований с присутствием зрителей разработаны Требования к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, утвержденные приказом МВД России от 17 ноября 2015 года N 1092 (далее Требования).
В силу пункта 4 данных Требований объекты инфраструктуры мест проведения соревнований с учетом планируемого посещения зрителей организатором соревнования совместно с собственником (пользователем) объекта спорта должны оборудоваться в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям.
Пунктом 9.3.11 приложения N 1 Требований определено, что каждая точка пропуска (далее ТП) зоны (контрольно-пропускные пункты) для возможности осмотра входящих граждан и въезжающих транспортных средств с применением технических средств должна оборудоваться локализатором взрыва.
В соответствии с частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором официального спортивного соревнования или собственниками, пользователями объектов спорта правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований либо использование объекта спорта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта, для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При вынесении обжалуемого постановления мировой судья пришел к выводу о наличии в деянии президента ВООО "Федерация футбола" Пешкова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и доказанности его виновных действий.
Вместе с тем судебный акт нельзя признать обоснованным.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что приказом руководителя департамента физической культуры и спорта Воронежской области от 02 октября 2019 года N 1284-ОД на основании обращения ВООО "Федерация футбола" от 29 августа 2019 года N 113 в раздел 2 "Областные, всероссийские и международные спортивные мероприятия" календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Воронежской области на 2019 года включена Всероссийская футбольная акция "Уличный красава" 5х5 в Воронежской области, со сроками проведения 05 - 06 октября 2019 года (л.д. 6).
В соответствии с Положением о проведении Всероссийской футбольной акции "Уличный красава" 5х5 в Воронежской области, утвержденным руководителями департамента физической культуры и спорта Воронежской области, управления физической культуры и спорта администрации городского округа города Воронеж и согласованным руководителями АУ ВО "Центр развития физической культуры и спорта", регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Воронежской области и президентом ВООО "Федерация футбола" Пешковым А.В, проведение второго этапа (регионального) данного мероприятия запланировано в период времени с 11 часов 05 октября 2019 года по 15 часов 06 октября 2019 года в спортивном зале МБУ ДО "СДЮСШОР N 14", расположенном по адресу: "адрес", проведение данного этапа возлагалось на ВООО "Федерация футбола", АУ ВО "Центр развития физической культуры и спорта", региональное отделение Общероссийского народного фронта в Воронежской области и главную судейскую коллегию, утвержденную ВООО "Федерация футбола" (л.д. 7-9).
Согласно пункту 4 плана мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности объекта спорта при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденного директором МБУ СШОР N 25, руководителем АУ ВО "Центр развития физической культуры и спорта" и президентом ВООО "Федерация футбола" и согласованного заместителем начальника полиции УМВД России по городу Воронежу, организатор мероприятия (ВООО Федерация футбола") в лице президента организации Пешкова А.В. обеспечивает непосредственную организацию и проведение соревнований, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, приведение объекта в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 353 и приказа МВД России от 11 ноября 2015 года N 1092 в день проведения за 4 часа (л.д. 14).
Исходя из рапорта начальника смены дежурной части отдела полиции N 1 Управления МВД России по городу Воронежу, 06 октября 2019 года в 09 часов 58 минут в дежурную часть поступило сообщение Небренчина В.Ю. о том, что при проведении соревнований по футболу по адресу: "адрес" выявлен факт необеспечения безопасности граждан в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 353 и приказа МВД России от 17 ноября 2015 года N 1092 (л.д. 5).
Проверкой, проведенной на основании указанного сообщения должностными лицами отдела полиции N 1 УМВД России по городу Воронежу, 06 октября 2019 года в период с 09 часов 30 минут до 15 часов по адресу: "адрес" (спортивный комплекс "Кристалл") установлено, что при проведении Всероссийской футбольной акции "Уличный красава" 5х5 в Воронежской области в нарушение пункта 9.3.11 приложения N 1 Требований организатором спортивного мероприятия Пешковым А.В. не организовано помещение для хранения предметов, запрещенных к проносу, а также зоны для осмотра входящих граждан и автотранспорта. Также выявлено, что мероприятие проводилось на футбольном поле, а не в спортивном зале спортивного комплекса "Кристалл", внесенном во Всероссийский реестр объектов спорта.
Факт нарушения пункта 9.3.11 приложения N 1 Требований, допущенный организатором спортивного мероприятия, явился основанием для возбуждения 06 октября 2019 года инспектором ГИАЗ ОП N 1 УМВД России по городу Воронежу дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведения административного расследования, по результатам которого в отношении президента ВООО "Федерация футбола" Пешкова А.В. 15 октября 2019 года составлен протокол об административном правонарушении N 190744 (л.д. 2, 3, 30).
При рассмотрении данного протокола и материалов проверки в основу выводов о виновности Пешкова А.В. мировым судьей положены письменные материалы дела, а именно: определение о возбуждение дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также протокол об административном правонарушении (л.д. 2, 30).
Вместе с тем должной оценки мирового судьи не получил тот факт, что при возбуждении производства по делу 15 октября 2019 года и даче объяснений по обстоятельствам вменяемого противоправного деяния, Пешков А.В. неоднократно указывал, что нарушений законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности при проведении спортивного мероприятия, в том числе пункта 9.3.11 приложения N 1 Требований, как о том указано в протоколе об административном правонарушении, им не допущено. Запланированные на 06 октября 2019 года соревнования были отменены организатором, зрители на стадионе отсутствовали, в связи с чем оснований для обеспечения объектов инфраструктуры стадиона оборудованием, предусмотренным приложением N 1 к вышеуказанным Требованиям, включая локализатор взрыва, не имелось.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении от 15 октября 2019 года событие противоправного деяния описано тем, что при проведении Всероссийской футбольной акции "Уличный красава" 5х5 в нарушение пункта 9.3.11 Требований Пешков А.В. не организовал помещение для хранения предметов, запрещенных для проноса, зоны осмотра входящих граждан и автотранспорта (л.д. 2).
Вместе с тем пункт 9.3.11 Требований, нарушение которого вменяется Пешкову А.В, не предусматривает организацию описанных в протоколе мероприятий, а устанавливает необходимость оборудования локализатором взрыва каждой точки пропуска зоны. При этом указанные Требования устанавливают обязанность оборудования мест инфраструктуры в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям только при проведении соревнований и с учетом планируемого посещения зрителей, доказательства в подтверждение данных обстоятельств в материалы дела не представлены.
При наличии указанных недостатков в протоколе об административном правонарушении, положенного в основу привлечения Пешкова А.В. к административной ответственности, а также его противоречии иным доказательствам, не представляется возможным сделать однозначный вывод о виновности данного лица в совершении вменяемого административного правонарушения, и соответствии процедуры привлечения президента ВООО "Федерация футбола" к административной ответственности.
Должностные лица полиции по обстоятельствам вмененного Пешкову А.В. противоправного деяния мировым судьей допрошены не были, несмотря на отрицание им своей вины в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного района города Воронежа от 04 декабря 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента Воронежской областной общественной организации "Федерация футбола" Пешкова А.В. подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу адвоката Вялых В.Н, действующего на основании ордера от 29 мая 2020 года в интересах Пешкова А.В, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного района города Воронежа от 04 декабря 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента Воронежской областной общественной организации "Федерация футбола" Пешкова А.В, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.