Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции Подкопаев Н.Н., рассмотрев жалобу начальника отдела по вопросам миграции МУ МВД России "Люберецкое" Федотова Д.Г. на решение судьи Московского областного суда от 8 октября 2019 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Ракчеевой Т.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Люберецкого городского суда Московской области от 4 октября 2018 года индивидуальный предприниматель Ракчеева Т.Б. признана виновной и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Московского областного суда от 8 октября 2019 года постановление судьи Люберецкого городского суда Московской области от 4 октября 2018 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ракчеевой Т.Б. прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе начальник отдела по вопросам миграции МУ МВД России "Люберецкое" Федотов Д.Г. просит отменить решение судьи Московского областного суда от 8 октября 2019 года ввиду несогласия с выводом судьи областного суда о недоказанности факта привлечения индивидуальным предпринимателем Ракчеевой Т.Б. к труду иностранного гражданина; ненадлежащем извещении Ракчеевой Т.Б. о дате составления административного протокола; нарушении подведомственности дела; без решения вопроса о восстановлении срока на подачу жалобы и прекращении производства по делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, считаю, что оснований для её удовлетворения не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление при пересмотре вступившего в законную силу постановления недопустимо.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Ракчеевой Т.Б. дела об административном правонарушении, имели место в период времени с 11 апреля 2018 года по 23 мая 2018 года.
Решением судьи Московского областного суда от 8 октября 2019 года производство по делу прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Ракчеевой Т.Б. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел истек, а потому в настоящее время не имеется законных оснований для обсуждения вопросов о виновности Ракчеевой Т.Б. и правильности принятых по данному делу решений, поскольку исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о правомерности рассмотрения данного дела судьей городского суда, как и вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Московского областного суда от 8 октября 2019 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Ракчеевой Т.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Федотова Д.Г. без удовлетворения.
Председатель суда Н.Н. Подкопаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.