Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Зареченского районного суда города Тулы от 31 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 3 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Егоровой Н.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения от 2 августа 2019 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Егоровой Н.В, данные в режиме видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Егорова Н.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 2 августа 2019 года N, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли-продажи от 25 сентября 2015 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 530 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства. Согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером "данные изъяты" земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель государственной или муниципальной собственности, расположенных в кадастровом квартале N. Образуемый земельный участок в результате перераспределения стал общей площадью 534 кв.м, состоит из земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 530 кв.м и земель, собственность на которую не разграничена, общей площадью 4 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в министерство имущественных и земельных отношений "адрес" с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N с землями, государственная собственность на которые не разграничена. 2 августа 2019 года министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало в перераспределении земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, поскольку в силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка, из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, учитывая проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан.
Полагала данный отказ незаконным, поскольку отсутствие проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, а также проекта межевания территории не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.
Решением Зареченского районного суда города Тулы от 31 октября 2019 года признано незаконным решение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 2 августа 2019 года N об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 534 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства.
В удовлетворении административных исковых требований Егоровой Н.В. о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о согласовании перераспределения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 3 марта 2020 года решение Зареченского районного суда города Тулы от 31 октября 2019 года изменено. Резолютивная часть решения дополнена указанием о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанности рассмотреть в установленном порядке заявление Егоровой Н.В. от 12 июля 2019 года о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N с землями государственной собственности. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 30 июня 2020 года почтой через Зареченский районный суд города Тулы, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускалось до 1 января 2018 года. Испрашиваемый земельный участок находится в границах "данные изъяты" что подтверждается ситуационной схемой земельного участка, в связи с чем образование земельного участка в пределах СНТ должно производится в соответствии с проектом межевания и проектом планировки, с целью учета интересов всех членов СНТ при распределении земель внутри товарищества.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Егорова Н.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
12 июля 2019 года Егорова Н.В. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N и прилегающей территории, государственная собственность на которую не разграничена.
Решением от 2 августа 2019 года N министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало Егоровой Н.В. в перераспределении земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории перераспределение таких земельных участков по основаниям, предусмотренным пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка согласно утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, поскольку для целей образования садовых, огородных и дачных земельных участков, а также для застройки территории таких объединений предусматривалась необходимость разработки и утверждения такой документации. Егоровой Н.В. не предоставлен утвержденный проект межевания территории, в связи с чем правовые основания для заключения соглашения о перераспределении у министерства отсутствуют.
Судами установлено, что постановлением администрации Ленинского района Тульской области от 29 октября 1992 года N " "данные изъяты"", решениями "адрес" Совета народных депутатов, Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, актами отвода земель от 1981 года, ДД.ММ.ГГГГ из земель "данные изъяты" земельные участки предоставлены в постоянное пользование автохозяйству "данные изъяты"
"данные изъяты"" зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ преобразовано в садоводческое товарищество собственников недвижимости " "данные изъяты"".
Право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", садоводческое некоммерческое товарищество " "данные изъяты"", не оформлено, сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах в отношении земель садоводческого товарищества собственников недвижимости " "данные изъяты"" отсутствуют.
В представленной Егоровой Н.В. схеме расположения земельного участка территория площадью 4 кв.м (Т/п 1), расположенная в кадастровом квартале N, не входит в состав земель садоводческого товарищества собственников недвижимости " "данные изъяты"".
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что приведенные в оспариваемом решении фактические обстоятельства, послужившие основанием к отказу в удовлетворении заявления административного истца, нельзя признать соответствующими требованиям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Испрашиваемая территория находится в неразграниченной государственной собственности и не обременена правами иных лиц. Оспариваемый отказ министерства имущественных и земельных отношений "адрес" в нарушение положений пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит основания отказа, сопоставимые с основаниями, предусмотренными пунктами 9 и 14 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Ссылка в отказе министерства в перераспределении земельного участка на отсутствие проекта межевания территории противоречит положениям пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, которым прямо предусмотрена возможность перераспределения земель при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Суд апелляционной инстанции в целях эффективного устранения нарушения прав и законных интересов Егоровой Н.В, дополнил резолютивную часть решения указанием о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанности рассмотреть в установленном порядке заявление Егоровой Н.В. от 12 июля 2019 года.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации документами, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются: либо проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо проектная документация лесных участков, либо утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1 и 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Нормы главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации являются специальными по отношению к положениям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации и подлежат применению в рассматриваемом деле.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно Закону Тульской области от 30 июня 2004 года N 456-ЗТО "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых в Тульской области", максимальный размер земельного участка, предоставляемого на территории Тульской области для ведения садоводства составляет 0, 25 га.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (подпункты 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Одним из оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Учитывая изложенные обстоятельства административного дела, нормы материального права, суды правильно пришли к выводу о незаконности решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 2 августа 2019 года N и в целях восстановления нарушенного права Егоровой Н.В. возложили обязанность повторно рассмотреть ее заявление от 12 июля 2019 года в соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может. Всем доводам судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зареченского районного суда города Тулы от 31 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 3 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированная часть кассационного определения изготовлена 18 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.