Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Софронова В.А. и Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Орловского областного суда от 2 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Орловской области об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е. об оставлении обжалуемых судебных решений без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гриминова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Порядка осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (Приложение N 2), утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (в редакции от 18 февраля 2020 года N 83): абз. 1 п. 1.3.13 в части слов "газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов", абз. 4 п. 1.3.13 в части слов "на детей в возрасте до 18 лет, а также на детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме обучения по основным образовательным программам, лиц, состоящих на иждивении, факт которого установлен в судебном порядке"; абз. 7 п. 3.13 в части слов "пропорционально установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области нормативам потребления коммунальных ресурсов на соответствующие цели", как противоречащих законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не подлежащих применению в части ограничения размера ежемесячной компенсации долей расходов педагогических работников (без учета совместно проживающих с ними членов семьи), а также нормативами потребления коммунальных ресурсов.
Решением Орловского областного суда от 2 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 мая 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, в поданной 29 июня 2020 года через суд первой инстанции и поступившей 8 июля 2020 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе, Гриминова Л.А. просит об их отмене ввиду допущенных нарушений норм материального права.
В обоснование доводов автором жалобы указано, что она относится к числу лиц, являющихся педагогическими работниками и достигших возраста, дающего право на пенсию, проживающих в сельской местности, и является получателем мер социальной поддержки в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом с 3 февраля 2014 года.
До 1 сентября 2019 года ей возмещались расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме согласно фактически понесенным затратам с учетом членов семьи. С указанного времени в связи с принятием постановления от 23 августа 2019 года N 484 она стала получать ежемесячную компенсацию расходов на оплату газоснабжения только в части отопления жилого помещения, предоставляемой с выделом доли получателя компенсации (без членов семьи), в также с применением норматива потребления.
Считает, что принятые постановления существенно ущемляют ее права и законные интересы по сравнению с уровнем гарантий, установленных ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, и ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в ст. ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которым нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на день вступления в силу указанного закона.
На кассационную жалобу от прокуратуры Орловской области поступили письменные возражения, в которых указывается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июля 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, о соответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству и отсутствии ее принятием нарушений прав и законных интересов педагогических работников, к которым относится административный истец Гриминова Л.А, на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Изложенная позиция судов основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Согласно ст. ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальной защиты граждан, жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут им противоречить.
Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов в силу ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации может предоставляться отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2013 года), ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (ранее право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением) обладают педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Из содержания положений ч. 2 ст. 15 Закона Орловской области от 6 сентября 2013 года N 1525-ОЗ "Об образовании в Орловской области" следует, что правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, кроме действующих педагогических работников, обладают также и те лица, которые являлись таковыми и достигли возраста, дающего право на пенсию, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию.
При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области (далее - Порядок).
Суды нижестоящих инстанций, проверяя законность оспариваемых положений оспариваемого нормативного правового акта, пришли к выводу о том, что Гриминова Л.А. является субъектом возникших отношений, поскольку, как педагогический работник - пенсионер, имеет право на возмещение расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки.
Оспариваемое постановление Правительства Орловской области принято уполномоченным органом, в пределах компетенции, установленной нормами федерального и регионального законодательства, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды исходили из следующего.
С 3 февраля 2014 года Гриминова Л.А. является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых лицам, являвшимся педагогическим работниками и достигших возраста, дающего право на получение пенсии.
Постановлениями Правительства Орловской области от 28 октября 2013 года N 363, от 6 декабря 2013 года N 413, от 12 марта 2014 года N 60, от 23 августа 2019 года N 484, от 12 декабря 2019 года N 683 и от 18 февраля 2020 года N 83 в оспариваемый нормативный правовой акт от 29 мая 2009 года N 43, утвердивший Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области, вносились изменения.
Так, согласно п. 1.3.13 Порядка (в редакции от 28 октября 2013 года) правом на предоставление ежемесячной денежной компенсации в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения, отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов, обладали педагогические работники государственных образовательных организаций Орловской области, муниципальных образовательных организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 12 марта 2014 года N 60 пункт 1.3.13. Порядка изложен в новой редакции, согласно которой к категории получателей ежемесячной денежной компенсации были дополнительно отнесены также педагогические работники, вышедшие на пенсию, проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию.
Действующая редакция п. 1.3.13 Порядка предусматривает, что ежемесячная денежная компенсация назначается в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения (в случаях отсутствия раздельного учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения и иные нужды - электроснабжения), отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов: педагогическим работникам государственных образовательных организаций Орловской области, муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым по основному месту работы независимо от выполнения ими объема учебной нагрузки (абз. 2); лицам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), расположенных на территории Орловской области, являвшимся педагогическими работниками и достигшим возраста (приобретшим иное основание), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 года, при условии наличия стажа работы в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее десяти лет на день выхода на пенсию (абз. 3).
При этом, в абз. 4 указанного пункта указано, что ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, освещения (в случаях отсутствия раздельного учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения и иные нужды - электроснабжения), отопления, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов распространяется также на членов семьи лиц, указанных в абз. 2 и 3 настоящего пункта: детей в возрасте до 18 лет; детей до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме обучения по основным образовательным программам; лиц, состоящих на иждивении, факт которого установлен в судебном порядке.
Из содержания абз. 7 п. 3.13 Порядка (в редакции постановления от 6 декабря 2013 года N 413) следует, что в случаях, когда природный газ либо тепловая энергия, расходуемые на отопление жилого помещения и иные цели, учитываются по одному прибору учета, объемы потребления указанных коммунальных ресурсов на отопление и иные цели, а также суммы платежей за отопление и иные цели рассчитываются пропорционально установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области нормативам потребления коммунальных ресурсов на соответствующие цели.
Давая оценку доводам административного истца в части незаконности принятия оспариваемых норм, суды нижестоящих инстанций указали на то, что объем, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, в том числе и вышедшим на пенсию, на территории Орловской области не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, не изменяет существа таких мер и не ограничивает право педагогических работников на их получение, а их принятие было связано только лишь с конкретизацией установленных гарантий.
По этим же основаниям доводы административного истца о том, что она, с учетом проживающих с ней членов семьи, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации являются несостоятельными, с чем и соглашается судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, указание на то, что с 1 сентября 2019 года размер компенсации расходов на оплату коммунальных услуг стал меньше с ранее получаемой денежной выплатой не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы о превышении со стороны Правительства Орловской области пределов предоставленных полномочий являются несостоятельными.
Ссылки административного истца о правовой неопределенности оспариваемых положений нормативного правового акта также не могут быть приняты во внимание, поскольку эти нормы отвечают общеправовому критерию формальной определенности, ясности, недвусмысленности.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орловского областного суда от 2 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.