Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Кириллова Н.М. на решение Калужского районного суда Калужской области от 22 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 20 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кириллова Н.М. к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кириллов Н.М. обратился с административным исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области о признании незаконными действий.
В обоснование требований указал, что он 17 октября 2019 года, являясь арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области с заявлением о внесении изменений в сведения об объектах на публичной кадастровой карте ввиду их несоответствия сведениям, имеющимся в документах.
В ответе от 29 октября 2019 года ему было сообщено, что сведения о местоположении границ земельных участков исключены из ЕГРН на основании вступившего с законную силу решения Жуковского районного суда Калужской области от 23 мая 2018 года.
Считает, что, действия ответчика являются незаконными, поскольку межевание земельных участков состоялось в апреле 2019 года после вступления решения суда в законную силу, и оспорено не было. С учетом изложенного Кириллов Н.М. просил признать действия административного ответчика незаконными, обязать его внести сведения об объектах в публичную кадастровую карту согласно правоустанавливающим документам.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 22 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 20 мая 2020 года, в удовлетворении административного отказано.
В кассационной жалобе, поданной Кирилловым Н.М. через суд первой инстанции 03 июля 2020 года и поступившей в Первый кассационный суд 16 июля 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Содержанием оспариваемых судебных актов и материалами дела установлено, что ФИО6 и ФИО7 являлись собственниками земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
ФИО8 в названном товариществе на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости от 15 сентября 2014 года.
03 октября 2015 года ФИО6 и ФИО7, действующие через представителя Кириллова Н.М, и ФИО8 обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений площади земельных участков и описания местоположения их границ, представив межевые планы от 02 октября 2015 года, составленные кадастровым инженером ФИО9
Постановлением Городской Управы Городского поселения "Город Белоусово" Жуковского района Калужской области N 58 от 05 апреля 2016 года "О присвоении почтового адреса" земельным участкам с кадастровыми номерами N каждый площадью 638 кв.м, присвоены адреса: "адрес" соответственно.
На основании договоров купли-продажи от 16 ноября 2015 года земельные участки отчуждены Кирилловой Г.И.
Вступившим в законную силу решением Жуковского районного суда Калужской области от 23 мая 2018 года, вынесенным по иску СНТ "Ручеек-2", третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Киселева В.А, постановлено признать недействительными межевание земельных участков NN 193, 193/1 с кадастровыми номерами N, принадлежащих ФИО11, исключив из государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ указанных земельных участков.
Решением суда установлено, что принадлежащие ФИО11 участки сформированы на участке, обозначенном в плане организации территории товарищества под номером 193, относящемся к землям общего пользования, в границах которого расположен водоем; решение о предоставлении этого участка ФИО8, Ломтевым не принималось, изменения в план организации территории не вносились, решением общего собрания членов СНТ "Ручеек-2" от 02 сентября 2014 года установлен запрет на продажу либо передачу кому-либо без разрешения членов товарищества земельного участка N193, у председателя товарищества отсутствовали полномочия на подписание акта согласования границ указанных выше участков, приобретенных ФИО11
После исключения административным ответчиком из ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельных участков на основании указанного решения Жуковского районного суда, ФИО11 09 апреля 2019 года обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений площади земельных участков и описания местоположения их границ, представив межевые планы от 09 апреля 2019 года, составленные кадастровым инженером ФИО12
При этом координаты характерных точек границ земельных участков, отраженные в межевых планах от 03 октября 2015 года, полностью совпадают с координатами, отраженными в межевых планах от 09 апреля 2019 года.
09 апреля 2019 года регистрирующим органом на основании представленных документов осуществлён государственный кадастровый учет данных изменений.
21 августа 2019 года сведения о координатах характерных точек границ земельных участков аннулированы из сведений ЕГРН во исполнение указанного выше решения Жуковского районного суда, представленного Киселевым В.А. при обращении с заявлением от 15 августа 2019 года.
17 октября 2019 года Кириллов Н.М, являющийся арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N на основании договоров аренды от 01 октября 2019 года, заключенных с ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС" (нынешним собственником земельных участков) обратился в ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра с просьбой откорректировать сведения на публичной кадастровой карте в отношении земельных участков в части сведений об их местоположении и площади.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области на обращение Кириллова Н.М. представлена информация о том, что сведения о местоположении границ земельных участков исключены и ЕГРН на основании вступившего в силу решения Жуковского районного суда Калужской области N2-1-392/2018 от 23 мая 2018 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что действия филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области соответствует закону и законных интересов административного истца не нарушает.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым согласиться, поскольку они мотивированы, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Исходя из взаимосвязанных положений подпунктов 2 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает во внимание, что комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации данные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Основная часть информации о земельных участках формируется посредством кадастрового учета и государственной регистрации прав на них. Государственный кадастр недвижимости является единым централизованным источником содержащихся в электронном виде сведений об объектах недвижимости, позволяющим значительно сократить временные издержки при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости, а также создать механизм доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости.
Формирование кадастра недвижимости определено статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", регламентировано в Порядке ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 этого же Федерального закона).
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты по гражданским делам являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 указанного закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом осуществляются в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
Вступившее в законную силу решение Жуковского районного суда Калужской области от 23 мая 2018 года, исходя из приведенных норм Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является основанием для исключения из ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами N, что не повлекло нарушения прав административного истца, поскольку признанные судом недействительные сведения безусловно подлежали исключению из ЕГРН.
Доводы кассационной жалобы о том, что после вступления решения суда в законную силу прежним собственником земельных участков вновь проведено их межевание и осуществлен кадастровый учет, не влекут отмену решения суда по настоящему делу, поскольку по результатам проведенного межевания на основании составленных 09 апреля 2019 года межевых планов осуществлен кадастровый учет земельных участках в координатах характерных точек границ земельных участков, подлежащих исключению из государственного реестра недвижимости на основании вступившего в силу решения суда. По настоящему делу действия по межеванию земельного участка в прежних границах и последующий кадастровый учет направлены на несогласие со вступившим в законную силу судебным актом.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в мотивировочной части апелляционного определения.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом установлена.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 22 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 20 мая 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кириллова Н.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 августа 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.