Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Макаровой Т.В. на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 23 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Макаровой Т.В. к администрации городского поселения город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Макарова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение администрации городского поселения город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 5 ноября 2019 года N, возложить обязанность предоставить земельный участок, указанный в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала, что является инвалидом "данные изъяты". 10 апреля 2019 года административный истец была поставлена на учет граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка на территории Воронежской области за N. 23 сентября 2019 года Макарова Т.В, обратилась в администрацию городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области с заявлением, в котором ссылаясь на подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации просила предоставить в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 872 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N. Решением администрации городского поселения город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 5 ноября 2019 года N Макаровой Т.В. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" земельные участки предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет. Административный истец полагал, что администрация нарушает право на получение в собственность бесплатно земельного участка.
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 23 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17 марта 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 июля 2020 года через Семилукский районный суд Воронежской области, Макарова Т.В. просит отменить судебные акты, ссылаясь на допущенное судами существенное нарушение норм материального права. Указывает, что в связи с отсутствием установленного "адрес" порядка предоставления земельных участков инвалидам, решение о предоставлении либо отказе в предоставлении земельных участков должно приниматься в соответствии со статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1. Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено первоочередное предоставление земельного участка инвалидам. В связи с отсутствием правового регулирования предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, такой земельный участок может быть предоставлен как дополнительная мера социальной поддержки в собственность без проведения торгов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Макарова Т.В, является инвалидом "данные изъяты", зарегистрирована по адресу: "адрес"
13 мая 2019 года Макарова Т.В. обратилась в администрацию городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области с заявлением, в котором просила предоставить в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 872 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
4 июня 2019 года Макаровой Т.В. администрацией городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области было рекомендовано обратиться в администрацию Семилукского муниципального района за постановкой на очередь для предоставления земельного участка и предоставить оригинал документа, удостоверяющего личность, справку МСЭ.
Макарова Т.В. обратилась в прокуратуру Семилукского района Воронежской области по вопросу бесплатного предоставления земельного участка в собственность. Прокурором Семилукского района Воронежской области рассмотрено обращение Макаровой Т.В. и внесено представление главе администрации городского поселения - город Семилуки о принятии мер к недопущению нарушений законодательства и устранению их причин и условий.
23 августа 2019 года Макарова Т.В. повторно обратилась в администрацию городского поселения - город Семилуки с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка, заявление поступило ответчику 23 сентября 2019 года.
Из ответа администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 5 ноября 2019 года Макаровой Т.В. сообщено, что в силу части 6 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" земельные участки предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Макаровой Т.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Макарова Т.В, принята на учет 10 апреля 2019 года, на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка значилась в реестре граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков под N, в связи с чем оснований для предоставления ей указанного в заявлении от 23 августа 2019 года земельного участка не имелось, ее очередь, исходя из времени постановки на учет, не наступила.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет. При этом указанное право не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.
К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления (статья 10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину и юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи (граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации полномочий органов государственной власти Воронежской области в сфере земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Воронежской областной Думой принят Закон Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", которым установлены в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на основании решения уполномоченных органов; устанавливает в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам (пункт 3.1, пункт 3.2 статьи 4 Закона).
Частью 1 статьи 12 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 названного Закона.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" право на бесплатное предоставление земельных участков имеют инвалиды.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" при осуществлении уполномоченными органами учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 данной статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов об отказе административному истцу в удовлетворении заявленного административного иска основанными на требованиях действующего законодательства и обстоятельствах дела. Предоставление истцу в первоочередном порядке, а не в порядке очереди (N), бесплатно в собственность произвольно выбранного ею земельного участка приведет к нарушению прав и законных интересов иных граждан, имеющих аналогичное право на бесплатное получение земельного участка, числящихся в реестре с 2008 года. Следовательно, оспариваемое решение администрации не противоречит требованиям закона и прав Макаровой Т.В. не нарушает.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Довод кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка доводам о том, что в связи с отсутствием установленного "адрес" порядка предоставления земельных участков инвалидам, решение о предоставлении либо отказе в предоставлении земельных участков должно приниматься в соответствии со статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, подлежит отклонению.
На территории Воронежской области льготные категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, определены Законом Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
Согласно статье 5 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" разрешение вопросов, касающихся определения порядка постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, порядка снятия их с данного учета, предоставления земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, относится к полномочиям Воронежской областной Думы. Законом субъекта Российской Федерации эти условия определены.
Макарова Т.В. права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на которую ссылается, не имеет. Предусмотренная законодателем такая дополнительная гарантия реализует жилищные права инвалидов и, соответственно, связана с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий. Административный истец на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, не состоит.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Семилукского районного суда Воронежской области от 23 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Макаровой Т.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.