Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Вальковой Л.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 26 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Вальковой Л.А. к министерству социального развития Саратовской области об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, пояснения Вальковой Л.А. поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя министерства социального развития Саратовской области - Савченкову И.В, представителя Управления Министерства юстиции России по Саратовской области - Синякова А.А, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия
установила:
Валькова Л.А. обратилась в суд с административным иском к министерству социального развития Саратовской области об оспаривании решения органа государственной власти.
Требования мотивированы тем, что 12 сентября 2019 года к ней обратился гражданин с просьбой оказать бесплатно юридическую помощь в вопросе восстановления в дееспособности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", предоставив паспорт гражданина России, справку о 2 группе инвалидности.
Ознакомившись с представленными гражданином документами и вопросами, по которым он желал получить квалифицированную юридическую помощь, административным истцом принято решение об оказании гражданину юридической помощи.
Юридическая помощь была оказана и 20 сентября 2019 года в министерство социального развития Саратовской области сдано заявление об оплате труда и компенсации расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи с пакетом подтверждающих документов.
30 октября 2019 года Вальковой Л.А. получен отказ министерства социального развития Саратовской области, оформленный письмом N 0101/7154 от 07 октября 2019 года, произвести оплату труда и компенсацию расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи.
Истец считает данный отказ незаконным.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 15 января 2020 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 26 июня 2020 года решение Кировского районного суда города Саратова от 15 января 2020 года отменено. Принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требованиях.
23 июля 2020 года через суд первой инстанции направлена кассационная жалоба Вальковой Л.А, поступила в Первый кассационный суд общей юрисдикции 29 июля 2020 года, в которой она просит отменить апелляционное определение. Доводы жалобы мотивирует тем, что судом апелляционной инстанции не учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены апелляционного определения.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Содержанием оспариваемых судебных актов и материалами дела установлено, что адвокатом Вальковой Л.А, которая является участником государственной системы бесплатной юридической помощи, была оказана бесплатно юридическая помощь Попову А.П. в вопросе восстановления в дееспособности.
20 сентября 2019 года в министерство социального развития Саратовской области сдано заявление Вальковой Л.А, об оплате труда и компенсации расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи с пакетом подтверждающих документов.
30 октября 2019 года Вальковой Л.А. получен отказ министерства социального развития Саратовской области, оформленный письмом N 0101/7154 от 07 октября 2019 года, произвести оплату труда и компенсацию расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи.
Неотчуждаемость основных прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации) предполагают необходимость их адекватных гарантий, в том числе в отношении лиц, признанных недееспособными в связи с психическими расстройствами.
К числу таких гарантий относится, прежде всего, право каждого на судебную защиту, которое носит универсальный характер, выступает процессуальной гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод (статья 46 Конституции Российской Федерации) и в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежит ограничению.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (часть 3), гражданин, признанный недееспособным на основании федерального закона в надлежащей судебной процедуре и страдающий психическим расстройством, может быть ограничен в правах только по судебному решению в порядке, установленном законом, причем предоставляемая такому лицу судебная защита должна быть справедливой, полной и эффективной, включая обеспечение ему права на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48 Конституции Российской Федерации).
Основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи установлены Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 324-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 324-ФЗ граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом N 324-ФЗ, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 6 Федерального закона N 324-ФЗ, бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
правового консультирования в устной и письменной форме;
составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.
Согласно пунктам 2, 8 части 1 статьи 20 Федерального закона N 324-ФЗ право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют, в частности:
инвалиды I и II группы;
граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан.
Перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи, установленный нормативно-правовыми актами, в частности статьёй 20 Федерального закона N 324-ФЗ является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оказание юридической помощи бесплатно осуществляется при условии, что гражданин, обратившийся за оказанием бесплатной юридической помощи относится к одной из категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, установленных законодательством и вопрос, с которым он обращается, относится к перечню случаев ее оказания, установленному законодательством.
Так, на основании пункта 12 части 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в случае ограничения дееспособности.
Также, в силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными.
Согласно частям 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 324-ФЗ адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ".
Частью 10 статьи 18 Федерального закона N 324-ФЗ предусмотрено, что размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Саратовской области вопросы оказания бесплатной юридической помощи урегулированы Законом Саратовской области от 23 апреля 2012 года N 63-ЗСО (далее - Закон N 63-ЗСО).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из того, что адвокат Валькова Л.А. является участником государственной системы бесплатной юридической помощи, недееспособный гражданин ФИО7, являющийся инвалидом 2 группы, относится к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и его случай входит в перечень случаев оказания такой помощи в соответствии со статьёй 20 Федерального закона N 324-ФЗ. Адвокатом Вальковой Л.А. бесплатно оказана юридическая помощь ФИО7, в том числе подано заявление в Энгельсский районный суд Саратовской области о восстановлении в дееспособности, адвокат участвовала в качестве представителя в судебном заседании, поэтому ее труд подлежит оплате из соответствующего бюджета, а действия ответчика по отказу в оплате являются незаконными.
Судебная коллегия отменила указанное решение, сославшись на ошибочный вывод суда первой инстанции, что оказание юридической помощи недееспособному лицу в подготовке документов для восстановления в дееспособности относиться к случаям, указанным в перечне.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7, частей 1, 2, 4, 5 статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами.
Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.
Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом, на оказание юридической помощи.
Существенными условиями соглашения являются:
указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения в качестве поверенного (поверенных), а также на его (их) принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;
предмет поручения;
порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения, за исключением случаев, когда юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Представленное в материалы дела соглашение от 12 сентября 2019 года, заключенное между ФИО7 и адвокатом Вальковой Л.А, содержит все существенные условия, предусмотренные статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ".
Исходя из конституционных положений о неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения, о непосредственном действии прав и свобод, равенстве всех перед законом и судом (статьи 17, 18, 19 Конституции Российской Федерации), самостоятельная реализация права на юридическую помощь должна быть доступна каждому независимо от возраста, дееспособности, состояния здоровья.
В силу прямого указания Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 56) право на юридическую помощь не подлежит ограничению.
Согласно Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (статья 60); граждане, признанные судом недееспособными, не имеют права избирать и быть избранными (часть 3 статьи 32). Каких-либо других ограничений в отношении недееспособных лиц Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает.
Принимая во внимание названные положения Конституции Российской Федерации, нельзя согласиться с доводом представителей министерства социального развития Саратовской области, Управления Министерства юстиции России по Саратовской области о ничтожности соглашения об оказании юридической помощи, заключенного истицей 12 сентября 2019 года, по одному лишь основанию признания ФИО7 недееспособным, поскольку предоставляемая такому лицу судебная защита должна быть справедливой, полной и эффективной, включая обеспечение ему права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе права пользоваться помощью выбранного им самим адвоката.
Федеральным законом N 324-ФЗ установлены основные гарантии для реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в целях формирования системы бесплатной юридической помощи и защиты наименее социально защищенных категорий граждан.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 324-ФЗ участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
органы управления государственных внебюджетных фондов;
государственные юридические бюро.
Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 2.1 Закона N 63-ЗСО адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в случае ограничения дееспособности.
Статьей 20 Федерального закона N 324-ФЗ установлены категории граждан, имеющих право на получение в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи всех видов бесплатной юридической помощи (правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов РФ), в том числе дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.
В силу статьи 18 данного Закона адвокаты, участвуя в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Поскольку юридическая помощь ФИО7 адвокатом Вальковой Л.А. оказывалась в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, установленной Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", адвокат Валькова Л.А. является участником государственной системы бесплатной юридической помощи, недееспособный гражданин ФИО7, являющийся инвалидом 2 группы, относится к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и его случай входит в перечень случаев оказания такой помощи в соответствии со статьёй 20 Федерального закона N 324-ФЗ, оснований для отмены решения районного суда у судебной коллегии Саратовского областного суда не имелось.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 09 декабря 2019 года - отменить. Решение Кировского районного суда города Саратова от 15 января 2020 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.