Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2020 года гражданское дело по иску Урман Марка Борисовича, Урман Ксении Львовны к Министерству социального развития Московской области о рассмотрении вопроса о заключении договора на целевое обучение по профессии
по кассационной жалобе Урман Марка Борисовича
на решение Балашихинского городского суда Московской области от 4 сентября 2019 года по гражданскому делу N 2-5082/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 9 декабря 2019 года по гражданскому делу N 33-37966/2019, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Урман М.Б, Урман К.Л. обратились в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о рассмотрении вопроса о заключении договора на целевое обучение по профессии.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 4 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 9 декабря 2019 года, в удовлетворении исковых требований Урман М.Б, Урман К.Л. отказано.
В поданной кассационной жалобе Урман М.Б. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы Урман М.Б. разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) N 1559.1.50/2018 от 13 июля 2018 года.
В соответствии с ИПРА на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность по исполнению заключения о нуждаемости в проведении мероприятий профессиональной ориентации и содействию в трудоустройстве Урман М.Б, на Министерство образования Московской области - рекомендации по условиям организации обучения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 января 2019 года признаны незаконными действия Министерства образования Московской области, связанные с обеспечением права Урман М.Б. на получение среднего профессионального образования, на данный орган исполнительной власти возложена обязанность обеспечить указанное право в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации.
Согласно абзацу 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и их форм утвержден приказом Минтруда России от 13 июня 2017 года N 486н.
Согласно пункту 1 Порядка индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Как следует из пункта 14 Порядка для выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий федеральное государственное учреждение медикосоциальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида): в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования - в части выполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения (в сфере социального обслуживания) - в части выполнения мероприятий по социальной реабилитации или абилитации, по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка - инвалида), проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, по выполнению мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения - в части выполнения мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации.
Положением о Министерстве социального развития Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 4 августа 2015 года N 642/29, предусмотрено, что Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной зашиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных Урман М.Б. требований, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы 13 июля 2018 года на Министерство социального развития Московской области не возложена обязанность по выполнению мероприятий по общему и профессиональному образованию Урман М.Б. и заключению договора на целевое обучение по профессии.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приказа Минтруда России от 13 июня 2017 года N 486н), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Урман М.Б. в жалобе доводы об обоснованности требований к Министерству социального развития по Московской области, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 4 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 9 декабря 2019 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Урман Марка Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.