Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы вебконференц-связи 20 июля 2020 года гражданское дело по иску Назарова Андрея Станиславовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже Воронежской области о включении в специальный стаж в льготном порядке периодов работы и в календарном порядке периодов специализации, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии
по кассационной жалобе Назарова Андрея Станиславовича
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 4 декабря 2019 года по гражданскому делу N 2-3780/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 февраля 2020 года по гражданскому делу N 33-1542/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения истца Назарова А.С. и его представителя Щербаковой Т.Н, действующей на основании ордера, поддержавших доводы кассационной жалобы, установила:
Назаров А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже Воронежской области (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Воронеже) о включении в специальный стаж в льготном порядке периодов работы и в календарном порядке периодов специализации, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 4 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Воронежского областного суда от 27 февраля 2020 года, исковые требования Назарова А.С. удовлетворены частично: на ответчика возложена обязанность включить Назарову А.С. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении (из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев) период работы с 3 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1"; в календарном исчислении периоды специализации: с 5 февраля 2003 года по 20 марта 2003 года (1 месяц 16 дней), с 24 марта 2008 года по 3 мая 2008 года (1 месяц 10 дней), с 11 марта 2013 года по 4 мая 2013 года (1 месяц 24 дня), с 27 марта 2018 года по 21 мая 2018 года (1 месяц 25 дней). В остальной части иска отказано.
В поданной кассационной жалобе Назаров А.С. просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении иска о включении в льготный стаж периода его работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога в центре амбулаторной хирургии в БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 7" и назначении пенсии с 25 октября 2019 года, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на представление в материалы дела доказательств, подтверждающих характер и условия работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога в группе анестезии и реанимации, подлежащие включению в льготный стаж работы.
Поскольку судебные акты обжалуются в части отказа в удовлетворении исковых требований Назарова А.С. о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога с 15 мая 2006 года по 23 апреля 2019 года в центре амбулаторной хирургии в БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N7" и назначении пенсии с 25 октября 2019 года, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегии кассационного суда не имеется.
Выслушав участников процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, Назаров А.С. с 15 мая 2006 года работает в БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая поликлиника N 7" в должности врача анестезиолога-реаниматолога центра амбулаторной хирургии, корпус N1 на 1, 0 ставку, что подтверждается записями в трудовой книжке, справкой БУЗ ВО "ВГКП N7" от 24 апреля 2019 года, копией личной карточки формы Т-2, копиями лицевых счетов, журналами учета наркозов, медицинскими картами больных.
Согласно приказу Управления здравоохранения администрации г. Воронежа N 859 от 14 ноября 2003 года и приказу N 436 от 24 ноября 2003 года по МУЗ "Городская поликлиника N7", в поликлинике N 7 на базе действующего отдела амбулаторной хирургии открыт Центр амбулаторной хирургии с 1 декабря 2003 года.
Из Положения о Центре (отделении) амбулаторно-поликлинической хирургии (ЦАПХ) следует, что ЦАПХ является структурным подразделением МУЗ "Городская поликлиника N 7", созданным для оказания амбулаторно-поликлинической хирургической помощи.
Как следует из материалов дела, решением ГУ-УПФР в г. Воронеже Назарову А.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых
пенсиях", из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Решением ГУ-УПФР в г. Воронеже от 15 ноября 2019 года Назарову А.С. повторно отказано в назначении досрочной пенсии по тем же основаниям.
В специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении не зачитан период работы Назарова А.С. в должности врача анестезиолога-реаниматолога центра амбулаторной хирургии БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая поликлиника N 7".
Отказывая в удовлетворении исковых требований Назарова А.С. в части включения периодов работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога центра амбулаторной хирургии в БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 7", суд первой инстанции исходил из того, учреждение, в котором истец осуществлял работу в должности врача анестезиолога-реаниматолога не входит в Перечень учреждений, работа в которых дает право на исчисление специального стажа в льготном порядке для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части согласился, указав, что Центры амбулаторной хирургии не предусмотрены Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрен среди наименований центров, предусмотренных пунктом 8 Списка, полагая, что отсутствует тождественность условий работы, должностных обязанностей, напряженности, вредности условий работы врача анестезиолога-реаниматолога ЦАПХ БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 7" и врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации стационара. Кроме того, данный Центр не является самостоятельным учреждением, а относится к структурному подразделению БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 7" муниципального уровня.
Между тем, указанные выводы не основаны на подлежащих применению нормах материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Льготный порядок исчисления стажа врачам - анестезиологам - реаниматологам (врачам-анестезиологам-реаниматорам) отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии со статьями 27 и 27.1 названного Закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В пункте 18 данного Постановления Пленума Верховного Суда указано, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций; воинских частей), и других, не поименованных в Списке.
Как следует из смысла Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 520-О-О, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Как следует из материалов дела, приказом Управления здравоохранения департамента социальной политики администрации г. Воронежа от 14 ноября 2003 года "Об открытии центра амбулаторной хирургии в МУЗ "Городская поликлиника N 7" и в соответствии с приказом главного врача МУЗ "Городская поликлиника N 7" N 436 от 24 ноября 2003 года, на базе действующего в поликлинике отдела амбулаторной хирургии с 1 декабря 2003 года открыт центр амбулаторной хирургии, в целях совершенствования организации хирургической помощи в амбулаторно-поликлинических условиях.
Согласно Положению о центре (отделении) амбулаторно-поликлинической хирургии, ЦАПХ (ОАПХ) является структурным подразделением МУЗ "Городская поликлиника N 7" и предназначен для оказания высококвалифицированной медицинской помощи хирургическим больным. В соответствии с пунктом 3 Положения ЦАПХ состоит из отделения хирургии N 1, отделения хирургии N 2, группы специалистов хирургического профиля и группы анестезиологов-реаниматологов и включает палаты дневного, а при необходимости круглосуточного пребывания пациентов, где больные получают лечение под постоянным наблюдением медперсонала. Отбор больных на хирургическое лечение в ЦАПХ проводится врачами, хирургами, зав. отделениями под непосредственным контролем заведующего ЦАПХ (пункт 5 Положения). Согласно пункту 6 Положения, ЦАПХ обеспечивает оказание населению хирургической помощи, включающей объем вмешательств до 600 операций в год, работу 5 хирургических коек в 2 смены с объемом 2500 дней лечения в год, выполнение лечебно-диагностических пособий и хирургических вмешательств согласно утвержденному перечню; медицинское наблюдение за больными после оперативного вмешательства или инструментальных методов исследования с организацией при необходимости поста круглосуточного наблюдения.
Перечень хирургических вмешательств и видов лечебно-диагностической помощи в ЦАПХ предусматривает анестезиологическое обеспечение местной анестезии, внутривенного наркоза, масочного, эндотрахеального, медикаметозной аналгезии, реанимационных мероприятий, включающих при необходимости, искусственную вентиляцию легких, закрытый и открытый массаж сердца, электродефибрилляцию.
В соответствии со штатными расписаниями БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 7" за 2006-2019 годы в структурном подразделении "Центр амбулаторной хирургии" значится врач-анестезиолог-реаниматолог в количестве 3 единиц, а также медсестра-анестезист, операционная медсестра, перевязочная, процедурная, палатная (постовая).
Согласно должностной инструкции врача анестезиолога-реаниматолога центра амбулаторной хирургии БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 7", утвержденной 23 мая 2008 года, в должностные обязанности врача анестезиолога-реаниматолога входит, в том числе, обеспечение надлежащего уровня специального обследования больных, проведение обезболивания и оказание анестезиологической и реанимационной помощи больным, нуждающимся в этих мероприятиях; осуществление передачи дежурному врачу анестезиологу-реаниматологу списков больных, требующих особенно тщательного наблюдения и активного проведения специальных лечебных мероприятий; назначение вида обезболивания с учетом состояния больного, особенностей оперативного вмешательства или специального метода исследования; несение дежурства по ЛПУ в качестве врача анестезиолога-реаниматолога по утвержденному графику; контроль за правильностью проведения диагностических и лечебных процедур, эксплуатацией инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов и лекарственных препаратов, соблюдения правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом.
В материалы дела Назаровым А.С. представлены медицинские карты стационарных больных за спорный период, журналы учета наркоза, отражающие его деятельность врача анестезиолога-реаниматолога.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Следовательно, разрешение спорных вопросов об установлении соответствия выполняемых заявителем работ характеру и условиям труда, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Однако приведенные нормативные положения и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом первой инстанции при разрешении спора применены не были, характер и специфика, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой должности не устанавливались, в нарушение положений статей 196, частей 3 и 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка доводам истца о выполнении в этот период работы по должности врача анестезиолога-реаниматолога в группе анестезиологов-реаниматологов, а также представленным в их обоснование штатным расписаниям за 2006-2019 годы, в которых должность врач анестезиолог-реаниматолог указана только в центре амбулаторной хирургии и отсутствует в иных хирургических отделениях.
Кроме того, судом первой инстанции не установлено обстоятельство, имеющее значение для дела, признавал ли работодатель деятельность Назарова А.С, как осуществляемую в особых условиях, представлял ли он в пенсионный орган сведения об этих работах истца, производил ли уплату дополнительных тарифов с 2013 года.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке указанные обстоятельства также не устанавливались, оценка им не дана.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что приведенные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела выполнены не были, судебная коллегия находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 февраля 2020 года подлежащим отмене в части оставления без изменения решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Назарова А.С. о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 15 мая 2006 года по 28 апреля 2019 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога, возложении на пенсионный орган обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости с 25 октября 2019 года с направлением дела в этой части на новое апелляционное рассмотрение.
В части удовлетворения требований апелляционное определение сторонами не обжалуется. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 февраля 2020 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.