Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Юдиной С.В, судей Скоковой Д.И, Сосновской К.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2020 года гражданское дело по иску Вяльцева Алексея Александровича к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг
по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 февраля 2020 года, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Вяльцев А.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области (далее по тексту - Минсоцразвития Московской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в виде платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 февраля 2020 года, исковые требования Вяльцева А.А. удовлетворены: признано незаконным и отменено решение Щелковского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 17 апреля 2019 года N 64834 об отказе Вяльцеву А.А. в назначении ежемесячной денежной компенсации за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг; на Минсоцразвития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения возложена обязанность предоставить Вяльцеву А.А. по фактическому месту проживания меру социальной поддержки, предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, начиная с 29 марта 2019 года.
В поданной кассационной жалобе представитель Минсоцразвития Московской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие в материалах дела достоверных сведений относительно места жительства истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Вяльцев А.А. является ветераном боевых действий. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 год N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Вяльцев А.А. постоянно зарегистрирован по месту прохождения военной службы по адресу войсковой части 65257.
15 февраля 2013 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице заместителя начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Вяльцевым А.А, на период прохождения военной службы, заключен договор найма жилого помещения в общежитии N72/К, согласно которому Вяльцеву А.А. и членам его семьи предоставлена квартира в общежитии, расположенная по адресу "адрес"
Судом установлено, что данная квартира является фактическим местом жительства Вяльцев А.А. и его семьи, в связи с чем, предоставление служебного помещения влечет для военнослужащего как нанимателя обязанность нести расходы по оплате данного жилого помещения и коммунальных услуг в силу требований статей 100 и 101 Жилищного кодекса Российской Федерации.
29 марта 2019 года Вяльцев А.А. обратился в Щелковское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о назначении компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг по льготе "ветеран боевых действий" по адресу фактического проживания.
Решением Щелковского управления социальной защиты населения Минсоцразвития Московской области N 64824 от 17 апреля 2019 года Вяльцеву А.А. отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации в виде платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимость коммунальных услуг, в связи с наличием противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документов относительно места его жительства.
Из письма N 49 от 18 апреля 2019 года Щелковского управления социальной защиты населения Минсоцразвития Московской области следует, что адрес: "адрес", является местом временного пребывания, предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту временного проживания не предусмотрено.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 указанного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах").
В соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования истца, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что Вяльцев А.А. и члены его семьи фактически проживают по адресу: "адрес", на основании заключенного в установленном законом порядке договора найма служебного помещения, в связи с чем, пришли к правильному выводу о наличии у истца, как ветерана боевых действий и совместно проживающих с ним членов семьи, права, предоставленного Федеральным законом "О ветеранах", на получение мер социальной поддержки, поскольку отказ в их предоставлении только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания, является незаконным.
В судебных актах приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные Минсоцразвития Московской области в кассационной жалобе доводы, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка в кассационной жалобе ответчика на наличие вступившего в законную силу решения Щелковского городского суда Московской области от 5 февраля 2019 года об отказе Вяльцеву А.А. в предоставлении мер социальной поддержки по адресу регистрации: "адрес", а также предоставление мер социальной поддержки с 1 ноября 2019 года (после принятия судебного решения) по адресу: "адрес", на законность принятых судебных актов не влияет, поскольку предметом судебного разбирательства являлся иной предмет спора и иной период предоставления мер социальной поддержки.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 февраля 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.