Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Юдиной С.В, судей Скоковой Д.И, Улитиной Е.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании 3 августа 2020 года гражданское дело по иску Мамаева Бориса Петровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Нижний Новгород о включении периодов в трудовой стаж, назначении пенсии
по кассационной жалобе Мамаева Бориса Петровича
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 19 сентября 2019 года по гражданскому делу N 2-10183/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 декабря 2019 года по гражданскому делу N 33-14438/2019, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Мамаев Б.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Нижний Новгород (далее по тексту - ГУ-УПФР в Советском районе г. Нижний Новгород) о включении периодов в трудовой стаж, назначении пенсии.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 19 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 декабря 2019 года, в удовлетворении исковых требований Мамаева Б.П. отказано.
В поданной кассационной жалобе Мамаев Б.П. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая, что пенсионным органом ему не было разъяснено, какие документы он должен представить дополнительно для назначения пенсии, а также полагает незаконными выводы суда об отказе во включении в стаж периодов работы и назначении пенсии со дня обращения с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ввиду непредставления дополнительных документов.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, 21 июля 2016 года Мамаев Б.П. обратился в ГУ- УПФР в Советском районе г. Нижний Новгород с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно материалам дела, 20 октября 2016 года решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных граждан при ГУ-УПФР в Советском районе г. Нижний Новгород Мамаеву Б.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа.
В соответствии с указанным решением, Мамаев Б.П. в возрасте 55 лет имеет специальный стаж за работу в районах Крайнего Севера 11 лет 01 месяц
03 дня.
Мамаеву Б.П. в льготный стаж не засчитаны периоды работы с 9 октября 1985 года по 14 мая 1986 года в "Якутсксеверосельхозэнерго", а также с 13 февраля 1987 года по 1 ноября 1990 года в Якутском горбытуправлении, в связи с внесением записи о работе с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, т.к. наименование организации в печати, которой заверены записи об увольнении, не соответствует наименованию организации при приеме на работу.
Как следует из материалов дела, 28 сентября 2018 года Мамаев Б.П. повторно обратился в ГУ-УПФР в Советском районе г. Нижний Новгород с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
При повторном обращении в ГУ-УПФР в Советском районе г. Нижний Новгород, Мамаевым Б.П. представлена уточняющая справка N 48/18425 от 19 августа 2016 года, выданная ГУ-УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия), а также архивные справки N 3180/2 от 11 января 2017 года и N С-3180 от 11 января 2017 года, которыми подтвержден спорный период работы истца с 9 октября 1985 года по 14 мая 1986 года в "Якутсксеверосельхозэнерго", а также с 13 февраля 1987 года по 1 ноября 1990 года в Якутском горбытуправлении.
21 октября 2018 года по результатам рассмотрения заявления Мамаева Б.П, ГУ-УПФР в Советском районе г. Нижний Новгород принято решение о включении периода работы истца с 13 февраля 1987 года по 1 ноября 1990 года в Якутском горбытуправлении в специальный стаж и с 28 сентября 2018 года назначена пенсия, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Мамаева Б.П. о признании незаконным решения пенсионного органа от 20 октября 2016 года о включении спорных периодов в трудовой стаж и назначении пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу, что при обращении к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии истец не подтвердил надлежащими документами периоды работы с 13 февраля 1987 года по 1 ноября 1990 года в Якутском горбытуправлении, как подлежащие зачету в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, а по периоду работы с 9 октября 1985 года по 14 мая 1986 года в "Якутсксеверосельхозэнерго" ни при первоначальном обращении, ни при повторном, истцом не представлялись в пенсионный орган уточняющие справки, подтверждающие льготный характер работы, а представлены лишь в суд.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что при разрешении спора, суд проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и законность отказа в ее назначении. При этом суд, не вправе подменять собой пенсионный орган даже при установлении наличия необходимого стажа в ходе рассмотрения дела в суде.
Между тем, указанные выводы не основаны на подлежащих применению нормах материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на досрочное назначение пенсии предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на 4 месяца за каждый полный год работы в этих районах.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила от 17 ноября 2014 года N 884н).
Согласно пункту 22 Правил от 17 ноября 2014 года N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникативной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций при разрешения дела, данные положения закона применены не были.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2016 года решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных граждан при ГУ-УПФР в Советском районе г. Нижний Новгород Мамаеву Б.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по заявлению Мамаева Б.П. от 21 июля 2016 года, в связи с отсутствием требуемого стажа по тем основаниям, что записи в трудовой книжке составлены в нарушение Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Однако, материалы дела не содержат доказательств разъяснения ГУ-УПФР в Советском районе г. Нижний Новгород Мамаеву Б.П.: какие документы истец должен представить дополнительно.
Содержащиеся в материалах дела запросы ГУ-УПФР в Советском районе г. Нижний Новгород в ГУ-УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) об оказании содействия в получении справок на Мамаева Б.П, положенные в основу принятых судами судебных постановлений, датированы декабрем 2016 года, т.е. после принятия решения об отказе Мамаеву Б.П. в назначении досрочной пенсии, вынесенному 20 октября 2016 года.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаца 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
В связи с чем, необоснованным является вывод судов об отсутствии оснований для принятия в качестве доказательств, подтверждающих специальный стаж истца, справок, уточняющих льготный характер работы, которые не были представлены в пенсионный орган в установленном законом порядке, не истребованы территориальным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не по вине заявителя.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 декабря 2019 года подлежащим отмене.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N13 от 19 июня 2012 года "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает возможным направить дело Мамаева Б.П. на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 декабря 2019 отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.