Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Ефимовой Д.А. и Шамонина О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фонда капитального ремонта Тульской области к Агафоновой В.И. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, по кассационной жалобе Фонда капитального ремонта Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 19 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 05 марта 2020 г, заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, установила:
Фонд капитального ремонта Тульской области обратился в суд с иском к Агафоновой В.И. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01 октября 2014 г. по 31 июля 2017 г. в размере 57975 руб. 50 коп.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 19 ноября 2019 г. в удовлетворении требований Фонда капитального ремонта Тульской области к Агафоновой В.И. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Тульского областного суда от 05 марта 2020 г. решение Узловского городского суда Тульской области от 19 ноября 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд капитального ремонта Тульской области оспаривает законность и обоснованность судебных актов, ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом, согласно данным технического учета, нежилое здание назначением магазин площадью 317, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", является пристройкой (лит.А1), имеющей самостоятельный инвентарный и кадастровый номер. Согласно экспликации, площадь включает: торговый зал (1, 2, 3), коридор 4, кладовая (5, 6), кабинет (7, 8, 9), туалет 10, умывальн. 11, мастерск.12, складск.13, коридор 14. Согласно выписке из технического паспорта от 06 июля 2005 г, данное нежилое помещение в соответствии с регистрационным удостоверением от 04 марта 1998 г. N 5071 являлось собственностью администрации МО г.Узловая и Узловский район. Согласно технической характеристике объекта, тип помещения - пристроенное, год постройки - 1987 г, материал стен - кирпичные.
По договору купли-продажи от 09 января 2014 г. Агафонова В.И, которая является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирована в ФНС России с 07 сентября 2006 г, приобрела в собственность нежилое помещение N 1, общей площадью 317, 5 кв.м, лит.А1, по адресу: "адрес", с кадастровым номером 71:31:030201:771.
Постановлением Администрации муниципального образования город Узловая Узловского района N 773 от 28 ноября 2016 г. данному помещению, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 71:31:0302016:821, присвоен адрес: "адрес", помещение 1.
Земельный участок с КН 71:31:030201:821, площадью 502 кв.м, с разрешенным использованием предпринимательство, по договору купли-продажи от 05 июля 2017 г, заключенному с МО г.Узловая Узловского района, Агафонова В.И. приобрела в собственность, право собственности зарегистрировано в ЕГРН.
Многоквартирный жилой "адрес" от 30 декабря 2013 г. N 840 включен в региональную программу ремонта общества имущества в многоквартирных домах. В 2035-2037 в данном доме запланирован капитальный ремонт системы электроснабжения, кровли, фасада, в 2041-2043 - капитальный ремонт систем водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения.
Обращаясь в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, истец сослался на то, что Агафонова В.И, являясь с 01 октября 2014 г. собственником нежилого помещения площадью 317, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", пом. 1, надлежащим образом не исполняет обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт.
Проверяя доводы сторон относительно заявленных исковых требований, судом первой инстанции установлено, что газификация магазина по адресу: "адрес" выполнена в 2009 г, магазин имеет отдельный газовый ввод, согласно проекту для отопления и горячего водоснабжения в магазине установлены: проточный водонагреватель и емкостной водонагреватель.
По договору от 26 сентября 2017 г. между ООО "Газпром-межрегионгаз Тула" и Агафоновой В.И. осуществляется поставка газа в нежилое помещение на срок до 31 декабря 2020 г.
В соответствии с Договором от 02 апреля 2009 г. и дополнительным соглашением к нему от 22 ноября 2011 г. ИП Агафоновой В.И. в помещение по указанному адресу осуществляется поставка электрической энергии.
Здание присоединено к сети централизованного водоснабжения в полном соответствии с техническими условиями N 1/11 от 04 июля 2018 г. отдельным водопроводным вводом, и к системе водоотведения, согласно техническим условиям N 2/05Э от 23 мая 2018 г, что следует из копий указанных технических условий и справок ООО "К-Сервис" и ООО "Эко-ресурс".
Согласно данным технического паспорта от 03 июля 2019 г, нежилое помещение 1 (лит. А1, а2) общей площадью 321, 4 кв.м. состоит из торговых залов, коридора, бойлерной, кладовых, складского помещения, кабинета, туалета, моечной, пристройки. Из поэтажного плана следует, что нежилое помещение располагается вне контура капитальных стен многоквартирного дома и примыкает наружной стеной к несущей стене многоквартирного дома.
Согласно техническому заключению, изготовленному 24 мая 2019 г. ООО "Альянс-Проект" по результатам обследования строительных конструкций строений, расположенных по адресу: "адрес", помещение 1, установлено, что расположенное по указанному адресу строение торгового назначения, принадлежащее Агафоновой В.И, одноэтажное, кирпичное, располагается вне контура капитальных стен многоквартирного дома; имеет самостоятельные строительные конструкции (фундамент, несущие стены, перекрытия, кровля); примыкает одной несущей наружной стеной к одной несущей наружной стене многоквартирного дома. Данное строение торгового назначения является самостоятельным объектом (не выполняет вспомогательных функций для данного жилого дома). Указанное строение и многоквартирный жилой дом располагаются на отдельных земельных участках с кадастровыми номерами; 71:31:030201:821 и 71:31:030201:337, соответственно; имеют отдельные выходы на территорию общего пользования. Между строением и жилым домом отсутствует сообщение (входы различные), назначение объектов различное. Состояние нежилого помещения работоспособное. Жилой дом - крупнопанельный, пристройка лит.Ай - кирпичная. Инженерные коммуникации: водоснабжение, канализация, электроснабжение - подключение к городским сетям; отопление - автономное (от установленного газового котла). Совместные коммуникации жилого дома и обследованного строения отсутствуют. Помещение является отдельно-стоящим объектом капитального строительства, что соответствует определению - объект капитального строительства - здание, согласно Градостроительному кодексу РФ п. 10 ст.1 и Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений ст.2, п.6 Указанные обстоятельства также подтверждены имеющейся в техническом заключении копией технического паспорта помещения и поэтажным планом.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку нежилое помещение, принадлежащее Агафоновой В.И, расположенное по адресу: "адрес", помещение 1, не имеет общих помещений с многоквартирным жилым домом и не обслуживается совместно с ним, расположено на отдельном фундаменте и отдельном земельном участке, автономно подключено к инженерным коммуникациям и не имеет общих коммуникаций. При этом ответчик самостоятельно осуществляет его обслуживание на основании индивидуальных договоров на поставку воды, газа, электричества, и несет бремя содержания. При таких обстоятельствах у ответчика Агафоновой В.И. отсутствует обязанность по несению расходов на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе, взносов на капитальный ремонт.
Кроме того, суд, разрешая ходатайство стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, руководствуясь ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой общий срок исковой давности составляет три года, пришел к правильному выводу о пропуске истцом срока исковой давности в части требований за период с 24 июля 2014 г. по 24 июля 2016 г.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные истцом дополнительные доказательства, указал, что выводы, изложенные в акте от 28 февраля 2020 г. о наличии единого фундамента у магазина и многоквартирного жилого дома, опровергаются представленным истцом планом подземного этажа (подвала), и первого этажа, приложенным к акту от 28 февраля 2020 г. Данный план составлен Узловским БТИ в отношении строений - МКЖ и нежилого помещения, по адресу: "адрес" "адрес". Из плана видно, что у многоквартирного дома имеется свой фундамент, у магазина (нежилого помещения), принадлежащего ответчице, - свой фундамент. В части помещений подвала под N 5 и N 6 и первого этажа фундамент магазина и фундамент МКД соприкасаются. Кроме того, как пояснила ответчица и ее представитель в суде апелляционной инстанции, нежилое помещение (магазин) строился позднее МКД. Многоквартирный дом построен из бетонных плит, нежилое помещение (магазин) из кирпича.
Суд апелляционной инстанции указал, что представленные истцом дополнительные доказательства также не опровергают правильности выводов суда первой инстанции о том, что спорное помещение не является частью многоквартирного дома. Данное нежилое помещение является самостоятельным строением, примыкающим к многоквартирному жилому дому, технически обслуживается отдельно от него.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, соответствуют нормам материального права и подробно мотивированы в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не рассматривался вопрос о законности и обоснованности начислений по взносам на капитальный ремонт, а также о прекращении начислений по взносам, о признании нежилого помещения 1 "адрес" отдельно стоящим нежилым зданием, являются несостоятельными, поскольку данных требований ни истцом, ни ответчиком не заявлено.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судами в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 19 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 05 марта 2020 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Фонда капитального ремонта Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.