Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Ефимовой Д.А. и Шамонина О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомченко С, С. к Советской районной администрации гор. Брянска, Департаменту строительства Брянской области о признании права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, обязании включить в список граждан-участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", по кассационной жалобе Хомченко С.С. на решение Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 марта 2020 г.
Заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, судебная коллегия
установила:
Хомченко С.С. обратился в суд с иском к Советской районной администрации гор. Брянска, Департаменту строительства Брянской области о признании права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, обязании включить в список граждан-участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Решением Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 марта 2020 г. решение Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Хомченко С.С. оспаривает законность и обоснованность судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно, неправильное истолкование закона в части применения ст.ст. 17, 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к статусу истца в соответствии с удостоверением единого образца; а также неверное применение положений правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 14 января 2016 г. N 134-О, в Определении от 25 февраля 2013 г. N 235-О.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом, Хомченко С.С. в период с 26 апреля 1986 г. по 28 августа 2002 г. и с 20 марта 2004 г. по 03 декабря 2010 г. проживал в "адрес", указанная территория с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г. относилась к зоне проживания с правом на отселение.
В связи с изданием Правительством РФ постановления N 1582 от 18 декабря 1997 г. "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", населенный пункт - "адрес", с 01 февраля 1998 г. отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Департаментом строительства и архитектуры Брянской области 28 октября 2013 г. на имя истца выдано удостоверение серии АК N 000013 как проживавшему в зоне проживания с правом на отселение в "адрес" в период с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г. и Хомченко С.С. был принят на жилищный учет, как гражданин, нуждающийся в жилом помещении и имеющим право на меры социальной поддержки, в последующем Хомченко С.С. был снят с жилищного учета в соответствии со ст.56 ЖК РФ.
Полагая отказ в постановке на жилищный учет незаконным, нарушающим его права, Хомченко С.С. обратился в суд.
Судом установлено, что Хомченко С.С. проживал в зоне с правом на отселение в "адрес" и продолжал проживать после изменения статусы зоны на зону с льготным социально-экономическим статусом. На момент отнесения данного населенного пункта к зоне проживания с правом на отселение, истец добровольно не выезжал на новое место жительства в иные районы, не подвергшиеся воздействию радиации.
13 января 2015 г. Советским районным судом г. Брянска постановлено решение, которым в удовлетворении иска Хомченко С.С. отказано, поскольку истец не относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, так как выехал из зоны проживания уже со льготным социально-экономическим статусом.
08 мая 2015 г. Хомченко С.С. повторно въехал в пгт. Красная гора Брянской области, территория которого отнесена к зоне с правом на отселение, и проживал там по 09 июня 2015 г.
11 августа 2015 г. Хомченко С.С. получил удостоверение серии АЮ N 044495 как выехавший добровольно из зоны проживания с правом на отселение.
Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 09 августа 2017 г. N1159 признан малоимущим и принят на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма составом семьи 1 человек.
Решением жилищной комиссии Советской районной администрации г. Брянска от 25 декабря 2017 г. Хомченко С.С. отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", так как в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" добровольное повторное переселение граждан в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо равнозначную не влечет за собой возникновение права на получение мер социальной поддержки.
В силу ч.3 ст.22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселившихся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 г. в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в ст.7 данного Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные его ст.17 настоящего Закона, не предоставляются.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, и преследует цель предупреждения возможных злоупотреблений со стороны граждан, добровольно переселившихся на такого рода территорию, а затем выехавших из нее на другое место жительства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 235-О, от 14 мая 2015 г. N 1007-О, от 14 января 2016 г. N 134-О и 135-О и др.).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Хомченко С.С, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходил из того, что поскольку Хомченко С.С. въехал на территорию, отнесенную к зоне проживания с правом на отселение после 1 января 1994 г, то в отношении него меры социальной защиты, предусмотренные статьей 17 Закона, применению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 марта 2020 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Хомченко С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.