Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Солтыс Е.Е, Евстигнеевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента здравоохранения Брянской области к Панковой С.В. о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Панковой С.В. на решение Советского районного суда г.Брянска от 10 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 4 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Солтыс Е.Е, судебная коллегия
установила:
Департамент здравоохранения Брянской области обратился в суд с иском к Панковой С.В. о взыскании денежных средств.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 10 сентября 2019 года исковые требования Департамента здравоохранения Брянской области удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 4 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Панковой С.В. ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд находит ее подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого рода нарушения норм материального права и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 15 октября 2012 года Панкова С.В. принята на работу в ГБУЗ "Жирятинская ЦРБ" (ГБУЗ "Брянская МБ") на должность участкового врача психиатра.
13 ноября 2012 года между Департаментом здравоохранения Брянской области и Панковой С.В. заключен договор на предоставление в 2012 году единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
12 декабря 2012 года денежные средства по данному договору перечислены Панковой С.В.
Согласно п. 2.4 указанного договора Панкова С.В. обязалась отработать в учреждении здравоохранения в течение пяти лет по основному месту работы.
За период работы Панковой С.В. предоставлялись следующие отпуска: отпуск по беременности и родам на 156 календарных дней с 9 марта 2016 года по 11 августа 2016 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения полутора лет с 12 августа 2016 года по 12 ноября 2017 года. В период отпуска по уходу за ребенком до достижения полутора лет, а именно в период с 12 августа 2016 года по 8 марта 2017 года ответчик приступила к функциональным обязанностям в должности врача-психиатра участкового Жирятинской больницы с объемом работы на 0, 25 ставки.
Приказом ГБУЗ "Брянская ЦРБ" 27 октября 2017 года ответчику был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
В период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, а именно с 24 ноября 2017 года по 20 декабря 2017 года Панкова С.В. работала в должности врача-психиатра участкового Жирятинской больницы с объемом работы на 0, 25 ставки.
В соответствии с приказом ГБУЗ "Брянская МБ" от 20 декабря 2017 года Панкова С.В уволена по собственному желанию (пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
Направленное 18 декабря 2017 года в адрес ответчика требование о возврате части компенсационной выплаты не исполнено.
Разрешая спор, суды исходили из отсутствия оснований для освобождения Панковой С.В. от возврата части компенсационной выплаты, поскольку обязательство по отработке пятилетнего срока по месту работу в учреждении здравоохранения в сельской местности ею не исполнено. При этом указали, что период нахождения Панковой С.В. в отпуске по уходу за ребенком не включается в пятилетний срок работы, предусмотренный договором.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
В силу части 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ (в действовавшей на момент возникновения правоотношений редакции) в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.2 статьи 51 указанного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: 1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 данной статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки; 2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 данной статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 этой статьи, по форме, установленной Федеральным фондом; 3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 данной статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти
лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" данного пункта.
Порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты определен постановлением администрации Брянской области от 14 февраля 2012 года N 140 "О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность в 2011 - 2012 годах".
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, утвержденного названным постановлением, предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам производится департаментом здравоохранения Брянской области на основании приказа в течение 30 дней со дня заключения договора из расчета один миллион рублей на одного медицинского работника за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области для последующего их перечисления в областной бюджет Брянской области.
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Согласно пункту 2.4 договора от 13 ноября 2012 года Панкова С.В. приняла на себя обязательства отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников в соответствии с трудовым договором; возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в случае и в порядке, которые установлены разделом 6 договора; в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока уведомить департамент в письменной форме и не позднее чем за пять календарных дней до даты увольнения.
В силу пункта 6.2 договора в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 ТК РФ) медицинский работник возвращает часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Согласно п. 4.2 договора в случае просрочки исполнения обязательств по возврату части единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной подпунктом 2.4.2 пункта 2.4 раздела 2 договора, медицинский работник уплачивает неустойку. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязанности по настоящему договору. Размер неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от подлежащей возврату части единовременной компенсационной выплаты.
На основании п. 6.2 договора возврат части единовременной компенсационной выплаты осуществляется в течение 30 календарных дней с даты прекращения трудового договора на счет департамента, за исключением случая продолжения медицинским работником трудовых отношений с учреждением здравоохранения на срок, продолжительность которого составляет не менее срока, равного неотработанному периоду (периодам).
Исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной ответчику на основании договора от 13 ноября 2012 года, и с учетом конкретных условий данного договора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении настоящего спора, является установление факта соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Согласно условий Договора Панкова С.В. приняла на себя обязательства отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет.
Таким образом, ни законодательством, ни заключенным ответчиком с Панковой С.В. договором не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать для получения единой компенсационной выплаты в размере 1 млн рублей, на период нахождения истца в декретном отпуске, поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска по уходу за детьми - это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, соответственно отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком входит в указанный пятилетний срок.
Однако судами первой и апелляционной инстанций неверно применены к спорным отношениям нормативные положения Трудового кодекса Российской Федерации, в результате чего при рассмотрении дела ими неправильно определена правовая природа заключенного 13 ноября 2012 года между Департаментом здравоохранения Брянской области и Панковой С.В. договора, следовательно, вывод судебных инстанций о том, что положения Трудового кодекса Российской Федерации не влияют на гражданско-правовые обязательства ответчика по договору, является неправомерным.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с предоставлением гражданину мер социальной поддержки, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, и права Панковой С.В. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта и гражданских и политических правах, а также частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм права, повлиявшими на исход дела согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение норм материального и процессуального права может быть исправлено только посредством отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 4 февраля 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.