Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2020 года гражданское дело по иску Султановой Алины Фарвазовны, Султанова Дениса Дамировича, действующих в интересах несовершеннолетнего Султанова Артура Денисовича, к Министерству здравоохранения Калужской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Калужской области
на решение Калужского районного суда Калужской области от 12 декабря 2019 года по гражданскому делу N 2-1-9484/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 5 марта 2020 года по гражданскому делу N 33-713/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, возражения по доводам кассационной жалобы истца Султанова Д.Д. и представителя истцов Тухватуллина И.Ф, действующего на основании доверенности, представителя Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области Коробовой О.В. - Марченко О.Н, действующей на основании доверенности, установила:
Султанова А.Ф, Султанов Д.Д, действующие в интересах несовершеннолетнего ФИО13 обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Калужской области об обязании обеспечить
лекарственным препаратом.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 12 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 5 марта 2020 года, исковые требования удовлетворены: на Министерство здравоохранения Калужской области возложена обязанность обеспечить ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "адрес", лекарственным препаратом "данные изъяты" в объеме и дозировке, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до его отмены.
В поданной кассационной жалобе Министерство здравоохранения Калужской области просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая на то, что лекарственный препарат Спинраза (Нусинерсен) не может быть приобретен в составе набора социальных услуг, поскольку не включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также за счет бюджетных средств Калужской области, так как заболевание истца не входит в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403, полагая, что при принятии решения судом не принято во внимание особенность введения указанного лекарственного препарата, стоимость первого года лечения, которая составляет 48 миллионов рублей.
Выслушав участников процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом с августа 2017 года с диагнозом "данные изъяты"
Заболевание, которое диагностировано ФИО3, включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения России в сети "Интернет", однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерация от 26 апреля 2012 года N 403.
Из протоколов консилиума врачей от 9 июля 2019 года, 26 августа 2019 года и 2 октября 2019 года следует, что консилиум врачей ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" Министерства здравоохранения Российской Федерации и протокола от 2 октября 2019 года подкомиссии ВК по рациональному назначению лекарственных средств ГБУЗ КО "Калужская областная клиническая детская больница" следует, что единственно возможным вариантом лечения имеющегося у ФИО3 заболевания, является назначение ему лекарственного препарата "данные изъяты" зарегистрированного на территории Российской Федерации, по жизненным показаниям для снижения темпов прогрессирования заболевания и улучшения качества жизни ребенка в качестве патогенетической терапии, рекомендовав пожизненный прием по месту жительства с указанием режимов введения и дозы.
Согласно протоколу консилиума врачей ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июля 2019 года, препарат "данные изъяты") на сегодняшний день рассматривается в качестве единственного возможного препарата для патогенетического лечения "данные изъяты".
Из протокола N 48 от 5 сентября 2019 года заседания фармакологической подкомиссии врачебной комиссии ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, в связи с прогрессированием основного заболевания, недостаточной эффективностью предшествующей терапии, пациенту ФИО3 рекомендовано по жизненным показаниям назначить патогенетическую терапию лекарственным препаратом "данные изъяты" по месту жительства.
Как следует из материалов дела, 2 октября 2019 года Султанова А.Ф. обратилась в Министерство здравоохранения Калужской области с заявлением об обеспечении ФИО3 препаратом "данные изъяты"), назначенным ему по жизненным показаниям, приложив к заявлению копии протоколов консилиумов врачей, копию протокола заседания фармакологической подкомиссии, копию инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата, копию протокола заседания подкомиссии ВК по рациональному назначению лекарственных средств ГБУЗ КО "Калужская областная клиническая детская больница".
Из письма Министерства здравоохранения Калужской области от 31 октября 2019 года следует, что лекарственный препарат "Спинраза" не входит в Перечни для льготного отпуска лекарств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 2738-р и постановлением Правительства Калужской области от 27 декабря 2018 года N 825.
Согласно материалам дела, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции лекарственный препарат "данные изъяты" закуплен Министерством здравоохранения Калужской области в количестве 6 ампул, 27 февраля 2020 года препарат интратекально введен ФИО3 в ГБУЗ КО "КОКДБ".
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 494, определено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования Султановой А.Ф, Султанова Д.Д, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО3 об обязании обеспечить лекарственным препаратом, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, о наличии у ФИО3 права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом "данные изъяты" по жизненным показаниям и возложении на Министерство здравоохранения Калужской области обязанности обеспечить его указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией, так как у ФИО3 имеется редкое (орфанное) заболевание, статус ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемость по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом "данные изъяты"), назначение которого как единственно возможного варианта лечения, установлено решением врачебной комиссии и консилиума врачей.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, Перечней для льготного отпуска лекарств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 2738-р и постановлением Правительства Калужской области от 27 декабря 2018 года N 825, Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в жалобе доводы ответчика по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 5 марта 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись подпись
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.