Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2020 года гражданское дело по иску Руль Светланы Анатольевны к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, установлении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Руль Светланы Анатольевны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 февраля 2020 года по гражданскому делу N 33-1726/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Руль С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области (далее по тексту - ГУ-ГУ ПФР N 2 г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 29 октября 2019 года исковые требования Руль С.А. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 февраля 2020 года решение Одинцовского городского суда Московской области от 29 октября 2019 года отменено в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 24 сентября 2001 года по 26 октября 2001 года в должности врача акушера-гинеколога в ГУБЗ ВО "Вязниковская районная больница", с 14 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности врача-отоларинголога в/ч 75501 (ФГУ 47 военный госпиталь); с 25 апреля 2002 года по 31 марта 2004 года в должности врача акушера-гинеколога 70 ЦП КВ и ФГУ Центральном военном госпитале КВ (150 ЦВГ КВ, в/ч 93240), возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 1 октября 2018 года. В указанной части принято новое решение, которым в данной части в удовлетворении иска Руль С.А. отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе Руль С.А. просит отменить апелляционное определение в части отказа в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая на представление в материалы дела доказательств, подтверждающих наличие у нее права на досрочное назначение пенсии, в виде справок, уточняющих льготный характер ее работы, выданных работодателями.
Поскольку судебные акты обжалуются в части отказа включения в специальный стаж спорных периодов работы и назначения пенсии, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для проверки их законности в полном объеме.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, ГУ-ГУ ПФР N 2 г. Москве и Московской
области Руль С.А. 18 января 2019 года отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Согласно материалам дела, в специальный стаж лечебной деятельности Руль С.А. ГУ-ГУ ПФР N 2 г. Москве и Московской области не включены, в том числе, периоды ее работы с 24 сентября 2001 года по 26 октября 2001 года в должности врача акушера-гинеколога в ГУБЗ ВО "Вязниковская районная больница", с 14 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности врача-отоларинголога в/ч 75501 (ФГУ 47 военный госпиталь) в виду отсутствия указанных периодов в выписке из индивидуального лицевого счета; с 25 апреля 2002 года по 31 марта 2004 года в должности врача акушера-гинеколога 70 ЦП КВ и ФГУ Центральном военном госпитале КВ (150 ЦВГ КВ, в/ч 93240) - в связи с отсутствием кода льготы.
Удовлетворяя исковые требования Руль С.А. в части включения спорного периода в специальный стаж лечебной деятельности, суд первой инстанции исходил из представленных работодателями справок, уточняющих условия и характер работы истца, архивных справок, подтверждающих работу в сельской местности, ссылаясь на отсутствие вины истца в непредставлении работодателем сведений о работе Руль С.А. для отражения ее на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Разрешая спор, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Руль С.А. в части включения в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении (как один год работы за 1 год и 3 месяца - работа в сельской местности) ее работу с 24 сентября 2001 года по 26 октября 2001 года в должности врача акушера-гинеколога в ГУБЗ ВО "Вязниковская районная больница", с 14 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности врача-отоларинголога в/ч 75501 (ФГУ 47 военный госпиталь); в календарном исчислении: с 25 апреля 2002 года по 31 марта 2004 года в должности врача акушера-гинеколога 70 ЦП КВ и ФГУ Центральном военном госпитале КВ (150 ЦВГ КВ, в/ч 93240) в должности медицинской сестры отделения экстренной плановой консультативной медицинской помощи центра медицины катастроф, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица периоды работы с 24 сентября 2001 года по 26 октября 2001 года и с 14 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года отсутствуют, а за период с 25 апреля 2002 года по 31 марта 2004 года в индивидуальных сведениях не указан код льготы.
Между тем, указанные выводы не основаны на подлежащих применению нормах материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 указанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В указанных Списках поименованы больницы всех наименований и военные госпитали, поликлиники, а также должности "врач", "медицинская сестра".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Из разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ, подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Руль С.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 20 февраля 1999 года.
Как следует из материалов дела, Руль С.А. в период с 24 сентября 2001 года по 26 октября 2001 года работала в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Владимирской области "Вязниковская районная больница", расположенном в г. Вязники, относящемся до 2004 года к рабочему поселку, в должности врача-акушера-гинеколога, что подтверждается записью в трудовой книжке, приказами о приеме-увольнении, справкой от 2001 года, а также справкой от 8 апреля 2019 года, выданной работодателем, уточняющей условия и характер работы истца.
Как следует из записи в трудовой книжке Руль С.А, 14 ноября 2001 года она принята в отоларингологическое отделение на должность врача-отоларинголога с оплатой по 11 тарифному разряду в Войсковую часть 75501, где работала до 24 апреля 2002 года. Указанные обстоятельства подтверждаются также личной карточкой работника, справкой от 2002 года, выданной командиром войсковой части 75501 (ФГУ "47 военный госпиталь"), с местом дислокации: Московская область, Одинцовский район, поселок Кубинка.
Согласно записям в трудовой книжке, Руль С.А. с 25 апреля 2002 года по 31 марта 2004 года работала в должности врача акушера-гинеколога в 70 Центральной поликлинике Космических войск Министерства обороны Российской Федерации, о чем свидетельствуют архивная справка от 11 апреля 2019 года, справка работодателя от 2004 года.
Согласно статье 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при под счете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального учета. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Истцом как застрахованным лицом каких-либо нарушений обязанностей, предусмотренных статьей 14 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не допущено.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем обстоятельства, касающиеся характера возникших правоотношений между истцом и ответчиком, с учетом подлежащих применению норм пенсионного законодательства в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Оценка представленным истцом письменным доказательствам не дана, содействие в сборе доказательств истцу не оказано, представленные истцом доказательства ответчиком не опровергнуты.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текста апелляционного определения, судом апелляционной инстанции при разрешении спора выполнены не были. Также им не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции в части спорных периодов и делая вывод об отсутствии оснований для включения в специальный стаж Руль С.А. указанных периодов, суд апелляционной инстанции не дал оценки представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, действиям работодателя, выдавшего справку о льготном характере работы, поскольку обстоятельством, имеющим значение для дела является именно осуществление истцом лечебной деятельности в должности и в учреждениях здравоохранения, поименнованным в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Кроме того, отсутствие кода льгот в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в период трудовой деятельности истца, включаемого в страховой стаж, связанного с особыми условиями труда, не может повлечь для истца неблагоприятные последствия в виде отказа во включении этих периодов в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции при рассмотрении исковых требований Руль С.А. неправильно применил нормы материального права, в связи с чем, не определилобстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и в нарушение норм процессуального права не оценил в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства и не дал полной, надлежащей оценки характеру и условиям, сложившимся между сторонами правоотношений.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 февраля 2020 года подлежащим отмене в части отказа включения периодов работы Руль С.А. в специальный стаж медицинской деятельности с 24 сентября 2001 года по 26 октября 2001 года в должности врача акушера-гинеколога в ГУБЗ ВО "Вязниковская районная больница", с 14 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности врача-отоларинголога в/ч 75501 (ФГУ 47 военный госпиталь); с 25 апреля 2002 года по 31 марта 2004 года в должности врача акушера-гинеколога 70 ЦП КВ и ФГУ Центральном военном госпитале КВ (150 ЦВГ КВ, в/ч 93240), возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 1 октября 2018 года.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 от 19 июня 2012 года "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 февраля 2020 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.