Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2020 года гражданское дело по иску Кудряшовой Ольги Александровны к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Пензы Пензенской области о понуждении к назначению досрочной пенсии
по кассационным жалобам Кудряшовой Ольги Александровны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 17 марта 2020 года по гражданскому делу N 33-801/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Кудряшова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Пензы (далее по тексту - ГУ - УПФР г. Пензы) о понуждении к назначению досрочной пенсии.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 17 декабря 2019 года исковые требования Кудряшовой О.А. к ГУ-УПФР г. Пензы о понуждении к назначению досрочной пенсии удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 17 марта 2020 года решение Ленинского районного суда г. Пензы от 17 декабря 2019 года отменено в части включения в специальный стаж периода работы Кудряшовой О.А. с 27 мая 1991 года по 31 декабря 2003 года в должности медсестры Дома Детства, определении стажа медицинской деятельности на 28 января 2019 года 30 лет, понуждении к назначению пенсии с 29 июля 2019 года. В этой части принято новое решение, которым исковые требования Кудрящовой О.А. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Кудряшова О.А. просит отменить апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие права на льготное исчисление пенсии, поскольку работа медицинского персонала не менялась с переименованием учреждения с Пензенского Дома детства на Дом Детства.
Поскольку апелляционное определение обжалуется в части отказа в удовлетворении исковых требований Кудряшовой О.А, оснований для проверки судебного акта в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалоб и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Кудряшова О.А. 29 июля 2019 года обратилась в ГУ-УПФР г. Пензы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением комиссии ГУ-УПФР г. Пензы от 7 августа 2019 года Кудряшовой О.А. в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого специального медицинского стажа работы.
В специальный стаж Кудряшовой О.А. не включен, в том числе, период работы с 27 мая 1991 года по 31 декабря 2003 года (12 лет 7 месяцев 5 дней) в должности медицинской сестры ГУ "Пензенский Дом детства", так как Списком данное учреждение не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, на основании решения Первомайского исполкома г. Пензы N 113 от 19 апреля 1990 года Дом ребенка N1 Пензенского городского отдела здравоохранения реорганизован в Дом детства Первомайского районо г. Пензы, передан на баланс органам народного образования с баланса органов здравоохранения.
Во исполнение Постановления Правительства Пензенской области от 31 октября 2003 года N 496пП приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области N 847 от 31 октября 2003 года ГУ "Пензенский Дом детства" из ведения Министерства образования и науки Пензенской области принят в ведение Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области N 1043 от 29 декабря 2003 года Дом детства переименован в ГУЗ "Пензенский дом ребенка" с 1 января 2004 года.
Списками, утвержденными Постановлениями Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года, Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, а также Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавшими и применявшимися до 29 октября 2002 года, дома детства, детские дома, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, детские дома, дома детства также не включены.
Разрешая спор, отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периода работы Кудряшовой О.А. с 27 мая 1991 года по 31 декабря 2003 года в должности медсестры Дома Детства, определении стажа медицинской деятельности на 28 января 2019 года 30 лет, понуждении к назначению пенсии с 29 июля 2019 года, и отказывая в удовлетворении заявленных Кудряшовой О.А. исковых требований, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Кудряшовой О.А. права на досрочное назначение пенсии по старости с 29 июля 2019 года, в виду отсутствия оснований для включения спорного периода в специальный стаж лечебной деятельности, поскольку работа в должности медицинской сестры Дома Детства в указанный период не включалась в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии; оснований для установления тождественности учреждений Дом детства и Дом ребенка у суда не имелось, в соответствии с пунктом 1.6 Номенклатур учреждений здравоохранения, утвержденных Приказами Минздрава России от 23 ноября 1992 года N301, от 2 февраля 1995 года N 35, от 3 ноября 1999 года N 395, "дом ребенка" относится к лечебно-профилактическому учреждению, дом детства к таким учреждениям не отнесен.
Переименование Дома детства в Дом ребенка 29 декабря 2003 года не является достаточным доказательством для вывода о работе Кудряшовой О.А. в учреждении здравоохранения, опровергается представленными в материалы дела письменными доказательствами, в том числе, решением Первомайского исполкома г..Пензы N 113 от 19 апреля 1990 года, которым Дом ребенка N1 Пензенского городского отдела здравоохранения реорганизован в Дом детства Первомайского районо г..Пензы и передан на баланс органам народного образования с баланса органов здравоохранения; Уставом Государственного учреждения Пензенский Дом детства (в редакции 1994 года), согласно которому данное учреждение является образовательно-воспитательным государственным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списками, утвержденными Постановлениями Совета Министров СССР N1397 от 17 декабря 1959 года, Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений", Типового положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 676), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Кудряшовой О.А. в жалобах доводы о наличии у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, являлись предметом исследования судебной инстанции по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене апелляционного определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 17 марта 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнительную кассационную жалобу Кудряшовой Ольги Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись подпись
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.