Дело N 88-19116/2020
г. Саратов 14 августа 2020 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Юдиной С.В, рассмотрел 14 августа 2020 года гражданское дело по иску Романовой Нины Михайловны к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей
по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации
на определение Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 января 2020 года об изменении способа и порядка исполнения решения Октябрьского районного суда г. Саратова от 17 января 2018 года по гражданскому делу N 2-91/2018 и апелляционное определение Саратовского областного суда от 12 мая 2020 года по гражданскому делу N 33-3473/2020, установил:
решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 17 января 2018 года (с учетом определения Октябрьского районного суда г. Саратова от 7 марта 2018 года об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 апреля 2018 года, удовлетворены исковые требования Романовой Н.М. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей, с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Романовой Н.М. взысканы капитализированные платежи в размере 990825 рублей 60 копеек за десять лет с учетом индексации по состоянию на 1 января 2014 года, исходя из ежемесячной выплаты в размере 8256 рублей 88 копеек, с января 2014 года, а именно за период с января 2014 года по январь 2018 года в размере 404587 рублей 12 копеек, а начиная с февраля 2018 года - по 8256 рублей 88 копеек.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Саратовского областного суда от 12 мая 2020 года, изменен способ и порядок исполнения решения Октябрьского районного суда г. Саратова от 17 января 2018 года в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Романовой Н.М. ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью с февраля 2018 года в размере 8256 рублей 88 копеек, заменив с 1 января 2020 года Министерство финансов Российской Федерации на Фонд социального страхования Российской Федерации.
В поданной кассационной жалобе Фонд социального страхования Российской Федерации просит об отмене определения Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 января 2020 года и апелляционного определения Саратовского областного суда от 12 мая 2020 года, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая, что судами не исследовались сведения об объеме выплат капитализированных платежей, произведенных Министерством финансов Российской Федерации в пользу Романовой Н.М. за период с января 2014 года по 1 января 2020 года. Кроме того, взыскание с Фонда социального страхования Российской Федерации не может производиться с 1 января 2020 года, поскольку на тот момент определение суда об изменении способа и порядка исполнения решения суда не вступило в законную силу.
В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судами, решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 17 января 2018 года (с учетом определения Октябрьского районного суда г. Саратова от 7 марта 2018 года об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 апреля 2018 года, удовлетворены исковые требования Романовой Н.М. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей: с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взысканы в пользу Романовой Н.М. капитализированные платежи в размере 990825 рублей 60 копеек за десять лет с учетом индексации по состоянию на 1 января 2014 года, исходя из ежемесячной выплаты в размере 8256 рублей 88 копеек, с января 2014 года, а именно за период с января 2014 года по январь 2018 года в размере 404587 рублей 12 копеек, а начиная с февраля 2018 года - по 8256 рублей 88 копеек.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Саратовского областного суда от 12 мая 2020 года, изменен способ и порядок исполнения решения Октябрьского районного суда г. Саратова от 17 января 2018 года в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Романовой Н.М. ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью с февраля 2018 года в размере 8256 рублей 88 копеек, заменив с 1 января 2020 года Министерство финансов Российской Федерации на Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей при банкротстве (ликвидации) юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего (не являющегося застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты), а также государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, на момент разрешения судом спора по настоящему делу Правительством Российской Федерации определен не был.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которое вступило в силу с 1 января 2020 года, утверждены Правила капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника - кредитной организации на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций) и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с названными Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" при рассмотрении дел, связанных с капитализацией платежей при банкротстве (ликвидации) юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего (не являющегося застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты), следует выяснять, имело ли место согласие потерпевшего на передачу Российской Федерации права требования к должнику в размере капитализированных платежей (пункт 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). При этом необходимо учитывать, что в случае получения потерпевшим капитализированных платежей, рассчитанных конкурсным управляющим, обязательство должника, признанного банкротом, прекращается.
Если же право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", определившее в качестве такого органа Фонд социального страхования, вступило в законную силу 1 января 2020 года.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Довод Фонда социального страхования Российской Федерации, что при разрешении заявления суд должен был обязать Министерство финансов Российской Федерации представить информацию о размере исполненных и не исполненных обязательств по выплате капитализированных повременных платежей Романовой Н.М, является несостоятельным, так как пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872, предусмотрено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Изложенные заявителем в кассационной жалобе доводы, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 января 2020 года об изменении способа и порядка исполнения решения Октябрьского районного суда г. Саратова от 17 января 2018 года и апелляционное определение Саратовского областного суда от 12 мая 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья С.В. Юдина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.