Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Скоковой Д.И, с участием прокурора Юнусовой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи на базе Центрального районного суда г. Воронежа 17 августа 2020 года гражданское дело по иску Чернова Андрея Михайловича к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Воронежской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Воронежской области" о признании незаконными действий по не направлению пакета документов для выплаты страхового возмещения в связи с признанием инвалидом третий группы, о признании незаконными действий по несвоевременной выдаче справки для прохождения медицинского освидетельствования на предмет инвалидности, о взыскании убытков в виде неполученной суммы страхового возмещения
по кассационной жалобе Чернова Андрея Михайловича
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 декабря 2019 года по гражданскому делу N 2-2847/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 марта 2020 года по гражданскому делу N33-1595/2020, заслушав доклад судьи Юдиной С.В, пояснения истца Чернова А.М. и его представителя Асеевой Е.А, действующей на основании ордера, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, установила:
Чернов А.М. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Воронежской области (далее по тексту - ГУМВД России по Воронежской области), Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Воронежской области" (далее по тексту - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Воронежской области) о признании незаконными действий по не направлению пакета документов для выплаты страхового возмещения в связи с признанием инвалидом третий группы, о признании незаконными действий по несвоевременной выдаче справки для прохождения медицинского освидетельствования на предмет инвалидности, о взыскании убытков в виде неполученной суммы страхового возмещения.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 9 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 марта 2020 года, в удовлетворении исковых требований Чернова А.М. отказано.
В поданной кассационной жалобе Чернов А.М. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая на наличие вины ответчиков в несвоевременном установлении инвалидности и лишения права на получение страховой выплаты, отказавших ему в направлении на медицинское освидетельствование на предмет инвалидности и направлении пакета документов в страховую компанию для выплаты страхового возмещения с связи с повреждением здоровья.
Выслушав участников процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Чернов А.М. проходил службу в ГСУ ГУ МВД России по Воронежской области в должности старшего следователя. Приказом N 44 л/с от 7 марта 2013 года уволен со службы 11 марта 2013 года.
4 апреля 2013 года Черновым А.М. перенесен "данные изъяты", в связи с чем, с 5 апреля 2013 года по 19 апреля 2013 года он находился на стационарном лечении в ГКБ N 3, где проводилось лечение. Дальнейшее лечение и наблюдение продолжено амбулаторно в поликлинике медико-санитарной части.
Согласно материалам дела, в связи с увольнением 15 марта 2013 года Чернов А.М. направлен ГУ МВД России по Воронежской области на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию ФКУЗ "МСЧ МВД России по Воронежской области".
Заключением ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Воронежской области" от 29 июля 2013 года N 1581 Чернов А.М. признан на момент увольнения 11 марта 2013 года годным к службе в должности старшего следователя.
Как следует из материалов дела, в период с 31 марта 2013 года по 22 апреля 2014 года Чернов А.М. в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Воронежской области" по вопросу выдачи направления на медико-социальную экспертизу не обращался.
Согласно материалам дела, 23 апреля 2014 года Чернов А.М. обратился в поликлинику ФКУЗ "МСЧ МВД России по Воронежской области" с заявлением о выдаче направления на медико-социальную экспертизу.
ФКУЗ "МСЧ МВД России по Воронежской области" 23 апреля 2014 года Чернову А.М. выдана справка N1493 об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, ввиду отсутствия стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеванием, последствиями травм или дефектами, а также ограничения жизнедеятельности, которая в соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" дает право гражданину самостоятельно обратиться в бюро медико-социальной экспертизы.
В связи с изменением состояния здоровья Чернова А.М, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Воронежской области" 16 июля 2014 года ему выдано направление на прохождение медико-социальной экспертизы.
При освидетельствовании 21 июля 2014 года Чернов А.М. признан инвалидом 3 группы, указана причина инвалидности "заболевание получено в период военной службы".
Как следует из материалов дела, в сентябре 2014 года Чернов А.М. обратился в ГУ МВД по Воронежской области с заявлением о направлении необходимых документов в страховую компанию для принятия решения о выплате страховых сумм, на которое ответчиком письмом от 26 сентября 2014 года отказано, в связи с не наступлением страхового случая, т.к. инвалидность установлена по истечении годичного срока после его увольнения из органов внутренних дел.
1 сентября 2018 года ФКУ "ГБ МСЭ по Воронежской области" Минтруда Бюро медико-социальной экспертизы N 4 Чернову А.М. установлена 3 группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности "заболевание получено в период военной службы".
24 января 2019 года Чернов А.М. обратился в ООО СК "ВТБ Страхование" с заявлением о выплате страхового возмещения, в выплате которого ему отказано со ссылкой на то, что инвалидность установлена по истечении одного года после увольнения с военной службы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Черновым А.М. требований, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что истцом не предоставлены доказательства виновных действий (бездействий) ответчиков, доказательства причинной связи между указанными действиями (бездействиями) и наступившими последствиями, так как установление истцу инвалидности за пределами годичного срока после увольнения со службы страховым случаем не является и не влечет обязанность страховщика по выплате страховой суммы.
Суды исходили из отсутствия доказательств нарушения процедуры установления инвалидности Чернову А.М, а также доказательств обращения истца в лечебное учреждение для выдачи направления на медико-социальную экспертизу до истечения одного года после его увольнения, поскольку отсутствовали какие-либо уважительные причины, препятствовавшие указанному обращению, т.к. само по себе наличие заболевания у истца, длительность реабилитации, не могут свидетельствовать о невозможности обращения истца, имеющего юридическое образование, в учреждение медико-социальной экспертизы до истечения года после увольнения.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", Приказа МВД Российской Федерации от 9 октября 2012 года N 924, Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводов истца о том, что группа кадров ГУ МВД России по Воронежской области своевременно не исполнила свою обязанность по направлению его на прохождение медико-социальной экспертизы на предмет установления инвалидности и формированию пакета документов для страховой компании, которые отклонены как необоснованные.
Приведенные Черновым А.М. в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 декабря 2019 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 марта 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Чернова Андрея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.