Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е. В, судей Синьковской Л. Г, Кольцюка В. М, при секретаре Кубаевой И. В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-7/2020 по апелляционной жалобе Правительства Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 13 января 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление "данные изъяты" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Правительству Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий.
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
"данные изъяты" "данные изъяты" обратился в Новгородский областной суд с административным иском, предъявленным к Правительству Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, об установлении кадастровой стоимости принадлежащих на праве собственности: здания магазина площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"; здания пристройки к картофелехранилищу площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" здания картофелехранилища площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"; здания котельной площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" здания ангара площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"; здания склада-ангара площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", равной их рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года.
В обоснование иска указано, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года: здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 831 267, 06 рублей; здания пристройки к картофелехранилищу с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 11 572 164, 56 рублей; здания картофелехранилища с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 10 576 858, 60 рублей; здания котельной с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 1 698 119, 50 рублей; здания ангара с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 4 387 386, 30 рублей; здания склада-ангара с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 6 231 058, 90 рублей, что необоснованно завышено и не соответствует действительной рыночной стоимости недвижимого имущества, определенной отчетом "данные изъяты" об оценке рыночной стоимости "данные изъяты", которая по состоянию на 6 июля 2012 года по объекту недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 720 246 рублей, по объекту недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 3 635 480 рублей, по объекту недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 2 11 310 рублей, по объекту недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 739 391 рубль, по объекту недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 860 894 рубля, по объекту недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 911 295 рублей.
В качестве заинтересованных лиц административным истцом привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новгородской области, администрация Старорусского муниципального района Новгородской области.
Определением суда от 19 ноября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Старорусское районное потребительское общество.
Решением Новгородского областного суда от 13 января 2020 года административный иск удовлетворен, судом установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости равная их рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года в размере, определенном в отчете "данные изъяты" об оценке рыночной стоимости "данные изъяты". Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 18 ноября 2019 года.
Не согласившись с данным решением, Правительством Новгородской области подана апелляционная жалоба, в которой ссылаясь на пропуск административным истцом срока обращения с данными требованиями в суд, административный ответчик просит отменить названный выше судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного истца представил письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Представители Правительства Новгородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новгородской области письменно просили о рассмотрении дела в их отсутствие, иные лица о причинах неявки не сообщили.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), статей 399 - 402 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о наличии у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, рыночная стоимость которого определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая к таковому относит в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 соответственно пункта 1 названной статьи).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Законом об оценочной деятельности.
Частью 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности закреплено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости здания и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов административного дела и верно установлено судом первой инстанции, "данные изъяты" "данные изъяты" является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами: "данные изъяты", имущественный налог на которые исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Учитывая, что кадастровая стоимость зданий используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащих ему на праве собственности магазинов, поскольку они затрагивают его права и обязанности как физического лица, уплачивающего налог на имущество, отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (статьи 403 и 406 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Результаты государственной кадастровой оценки вышеназванных объектов недвижимости утверждены постановлением Администрации Новгородской области от 27 декабря 2012 года N883 по состоянию на6 июля 2012 года. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" утверждена указанным постановлением, и с учётом протокола выявления технической ошибки от "данные изъяты" составила 831 267, 06 рублей.
14 февраля 2013 года в Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Остальные принадлежащие административному истцу объекты недвижимости в перечень объектов оценки, сформированного по состоянию на 6 июля 2012 года не вошли в связи с чем, кадастровая стоимость этих объектов определена в соответствии с Порядком, утверждённым приказом Минэкономразвития от 18 марта 2011 года N113, исходя из площади объектов и удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждённого вышеназванным Постановлением Администрации Новгородской области, и согласно актам определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 15 июля 2013 года составила: объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" - 11 572 164, 56 рубля, объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" - 10 576 858, 60 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" - 1 698 119, 50 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" - 4 387 386, 30 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" - 6 231 058, 90 рублей.
Поскольку до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки, постольку оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости является действующей и подлежит применению в правоотношениях с участием административного истца, постольку судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для восстановления срока для обращения в суд с настоящими требованиями и для рассмотрения данного административного дела по существу.
Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28).
Административный истец, оспаривая установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость, предоставил отчет об оценке "данные изъяты", подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость зданий на заданную дату составила:
- объекта с кадастровым номером "данные изъяты" - 720 246 рублей, - объекта с кадастровым номером "данные изъяты" - 3 635 480 рублей, - объекта с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 111 310 рублей, - объекта с кадастровым номером "данные изъяты" - 739 391 рубль, - объекта с кадастровым номером "данные изъяты" - 860 894 рубля, - объекта с кадастровым номером "данные изъяты" - 911 295 рублей.
Разрешая спор и устанавливая кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, суд первой инстанции исходил из того, что названный отчет является допустимым доказательством, сомневаться в достоверности которого у суда оснований не имеется.
Понятие рыночной стоимости объекта оценки дано в статье 3 Закона об оценочной деятельности.
Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценивая отчет об оценке рыночной стоимости по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что выводы оценщика, изложенные в отчете об итоговой величине рыночной стоимости объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, не оспаривались; отчет составлен специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы; отчет соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости зданий, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки.
Учитывая, что доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов оценки, и сведений о их рыночной стоимости в ином размере участвующими в деле лицами не представлено, суд принял правильное решение об удовлетворении настоящего административного иска.
В остальной части решение суда участвующими в деле лицами не оспаривается.
Проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Других доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Новгородского областного суда от 13 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Новгородской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.