Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Васильевой Т.Г, с участием прокурора Слободина С.А, при ведении протокола помощником судьи Тютюником Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-226/2020 по апелляционной жалобе Гайдука Юрия Николаевича на решение Московского областного суда от 10 марта 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Гайдука Юрия Николаевича к Правительству Московской области о признании недействующим в части постановления Правительства Московской области от 27 декабря 2013 года N1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы".
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, представителя Правительства Московской области Кавина А.Ю, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Моргуновой Е.А, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Гайдук Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Перечня мероприятий по реализации региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы", утвержденный постановлением Правительства Московской области от 27 декабря 2013 года N 1188/58, в редакции постановления Правительства Московской области от 6 июля 2016 года N 525/21, в части включения дома 2 по ул. Барыкина, г. Люберцы Московской области (строка 19140), как не соответствующего законодательству Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что данное постановление противоречит нормам части 2 статьи 168 и части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые имеют большую юридическую силу по отношению к региональной программе, и нарушает его права, как собственника квартиры в доме 2 по ул. Барыкина, в части сроков наступления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Решением Московского областного суда от 10 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Гайдук Ю.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Считает, что строка 19140 Перечня мероприятий по реализации региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы", являющегося приложением к постановлению Правительства Московской области от 27 декабря 2013 года N 1188/58, противоречит пункту 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как в ней указаны периоды капитального ремонта 2014-2038 гг, ссылается на абзац 52 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому плановый период составляет два финансовых года, указывает, что сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства; суд не дал оценку тому, что региональная программа рассчитана на 24 года, а дом 2 по ул. Барыкина включен в программу за год до сдачи его в эксплуатацию; считает, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт должна возникать по истечении шести месяцев с даты включения дома в Региональную программу; суд ошибочно применил нормы части 2.1 статьи 5 Закона Московской области
N 66/2013-ОЗ от 1 июля 2013 года "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области".
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором Московской областной прокуратуры, представителем Правительства Московской области, представителем Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области представлены возражения, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Гайдук Ю.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося административного истца.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика -Правительства Московской области, представителя заинтересованного лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, заключение прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пункт 11.1 части 1 статьи 4, пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения, в том числе по формированию и использованию фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими относит определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения, формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.
На территории Московской области вопросы организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Московской области N 66/2013-ОЗ от 1 июля 2013 года "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон Московской области).
Согласно статье 9 данного Закона Московской области региональная программа утверждается Правительством Московской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки и (или) муниципальной поддержки, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональной программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области. В соответствии с постановлением Правительства Московской области в региональную программу не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы в порядке, установленном Правительством Московской области, приняты решения о сносе или реконструкции.
Региональной программой определяются перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 13 настоящего Закона, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой Правительством Московской области, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.
Для формирования региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в течение одного месяца со дня вступления Закона Московской области в силу представляют в органы местного самоуправления Московской области информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме, утвержденной уполномоченным органом.
На основании сведений, представленных органами местного самоуправления Московской области, уполномоченный орган формирует проект региональной программы и предложения о внесении изменений в региональную программу при ее актуализации и направляет их в Правительство Московской области для утверждения.
Региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Во исполнение Закона Московской области Правительством Московской области было принято постановление от 27 декабря 2013 года N1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049 годы".
Региональная программа размещена на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 30 января 2014 года; опубликована в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N17 от 3 февраля 2014 года; в Информационном вестнике Правительства Московской области N6 (от 27 мая 2014 года части 1, 2; от 9 июня 2014 года части 3, 4).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что региональная программа принята в пределах полномочий Правительства Московской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В указанную региональную программу многоквартирный дом по адресу: Московская область, город Люберцы, улица Барыкина, дом 2, не был включен в связи с тем, что не был сдан в эксплуатацию.
Согласно совокупности правовых норм многоквартирный дом может быть включен в региональную программу только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Барыкина, д. 2, разрешение на ввод в эксплуатацию было получено 30 сентября 2015 года N RU50-14-2106-2015 (л.д.115).
При актуализации региональной программы в 2016 году постановлением Правительства Московской области от 6 июля 2016 года N525/21 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 27 декабря 2013 года N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы" многоквартирный дом 2 по ул. Барыкина был включен в перечень мероприятий по реализации региональной программы Московской области (строка 19140) (л.д.140). В перечне указано, что в связи с отсутствием информации по многоквартирному дому дата проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома будет уточнена после актуализации Программы.
Данное постановление официально опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 6 июля 2016 года, в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 150 от 16 августа 2016 года, N 152 от 18 августа 2016 года, N 155 от 23 августа 2016 года и в Информационном вестнике Правительства Московской области N 14 от 31 октября 2016 года.
В связи с этим довод административного истца о том, что его дом был включен в региональную программу до ввода в эксплуатацию, является несостоятельным.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 части 2 статьи 9 Закона Московской области, в которой также указано, что плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ может определяться на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.
Перечень мероприятий по реализации региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы" предусматривает: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (л.д.100).
При этом после актуализации программы установлены конкретные сроки проведения ремонтных работ в доме 2 по ул. Барыкина: в 2035-2037 гг. ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; в 2023-2025 гг. ремонт крыши; в 2035-2037 гг. ремонт подвального помещения, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома (в редакции Постановления N 155/8 от 14 марта 2017 года). Указанные сроки ремонтных работ укладываются в диапазон сроков, установленных Законом Московской области, что не противоречит статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Действие Бюджетного кодекса Российской Федерации, на который ссылается заявитель, не распространяется на спорные правоотношения.
Порядок производства ремонта жилых помещений регулируется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170. Согласно пункту 2.4.1 Правил и норм планирование капитального ремонта жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с действующими документами. Согласно пункту 2.4.4 Правил и норм плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства.
Как следует из материалов дела, срок проведения капитального ремонта дома не наступил, установлен диапазон времени проведения отдельных видов ремонтных работ в соответствии с нормами статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Московской области, в связи с чем конкретные сроки начала и окончания ремонта не установлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт должна возникать по истечении шести месяцев с даты включения дома в региональную программу, противоречит положениям части 2.1 статьи 5 Закона Московской области, в редакции от 30 января 2014 года N 6/2014-ОЗ, действовавшей до 10 декабря 2017 года, согласно которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.
Часть 2.2 статьи 5 Закона Московской области, на которую ссылается заявитель, и которая предусматривает шестимесячный срок для возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, введена Законом Московской области N 203/2017-ОЗ от 30 ноября 2017 года, вступила в действие с 10 декабря 2017 года и распространяется на правоотношения, возникшие после этой даты.
Учитывая, что дом 2 по ул. Барыкина был включен в региональную программу 6 июля 2016 года, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у заявителя возникла на основании пункта 2.1 статьи 5 Закона Московской области, действовавшего до принятия пункта 2.2 статьи 5 данного Закона.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно применил при рассмотрении настоящего дела норму, действовавшую на момент возникновения спорных правоотношений.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Суд обоснованно пришел к выводу, что нормативный правовой акт Московской области не противоречит нормам федерального законодательства, в том числе Жилищному кодексу Российской Федерации.
Оснований для отмены решения Московского областного суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 10 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гайдука Юрия Николаевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.