Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО5 по доверенности ФИО6 на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 9 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 7 октября 2019 года по административному делу по административному иску ФИО5 к департаменту по имущественным и земельным отношениям "адрес", заинтересованное лицо - департамент архитектуры и градостроительства "адрес", департамент сельского хозяйства "адрес", Управление государственной регистрации права и кадастра "адрес" о признании незаконным решения органа государственной власти и понуждении совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
ФИО5 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным распоряжение департамента по имущественным и земельным отношениям "адрес" N-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении категории земель, в отношении земельных участков, категория земель которых не установлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" в части земельного участка с кадастровым номером ФИО7, площадью 13394 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", пай N, в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО "С. Перовской", указанного в пункте 278 Приложения N к данному распоряжению; обязать департамент в течение 7 календарных дней со дня вступления решения в законную силу направить в Управление государственной регистрации права и кадастра "адрес" решение об исключении из ЕГРН сведений о категории земельного участка истца; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра "адрес" исключить из ЕГРН сведения о категории земельного участка истца.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 91:04:011001:448, площадью 13394 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", пай N, в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО "С. Перовской". В отношении данного земельного участка без ведома административного истца было принято решение о присвоении ему категории - земли сельскохозяйственного назначения. На основании оспариваемого решения административным ответчиком были внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Административный истец считает, что в силу Закона "адрес" "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС ее земельный участок должен быть отнесен к категории "земли населенного пункта", поскольку он находится в границах населенного пункта. Кроме того, указывает, что при определение категории был нарушен порядок, установленный постановлением Правительства
"адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, в соответствии с которым, в данном случае установление категории было возможно только по заявлению правообладателя, которое не подавалось. Согласно карте-схеме границ урбанизированной территории Севастополя земельный участок истца находится за пределами границ урбанизированной территории. Однако данная карта-схема не предусмотрена и не утверждалась нормативно-правовым актом, полномочия на разработку и утверждение такого документа у должностных лиц ее утвердивших отсутствовали. В связи с этим все решения принятые на основания данной карты-схемы не влекут правовых последствий. Согласно заключению кадастрового инженера земельный участок истца входит в графические пределы населенного пункта "адрес" и поэтому подлежит отнесению к категории "земли населенных пунктов". Графические границы "адрес", размещенные на официальном сайте Правительства "адрес" носят информационный характер и не являются официальным источником информации, равно как и Карта-схема.
Решением Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, представитель ФИО5 по доверенности ФИО6 просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей. Требования кассационной жалобы мотивированы тем, что при вынесении обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение представителя ФИО5 по доверенности ФИО6, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В силу статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером ФИО8, площадью 13394 +/- 40 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", пай 74, в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО "С. Перовской". Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (л.д. 43).
Распоряжением департамента по имущественным и земельным отношениям "адрес" N-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении категории земель в отношении земельных участков, категория земель которых не установлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" отнесены к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" земельные участки согласно приложению N, в том числе и земельный участок истца. Из данного приложения следует, что целевое назначение земельного участка истца, установленное в соответствии с законодательством Украины - "для ведения товарного сельскохозяйственного производства".
Согласно выкопировки из Генерального плана "адрес", утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 110) земельный участок истца находится в зоне сельхоз. назначения - виноградников.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" утвержденная до введения в действие ГрК РФ градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений действуют в части, не противоречащей ГрК РФ, части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающих, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и "адрес", Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя, до утверждения нового Генерального плана "адрес" применяется Генеральный план, утвержденный решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N.
Категория земельного участка административного истца в соответствии с требованиями российского законодательства до вынесения оспариваемого распоряжения не устанавливалась, в ЕГРН указано целевое назначение в соответствии с законодательством Украины.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Частью 11 данной статьи установлено, что в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи, которой предусмотрено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат, отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Законодательным Собранием "адрес" принят Закон "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирований имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" (далее - Закон N-ЗС), который устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории "адрес".
Согласно статье 5 Закона N-ЗС категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границ, населенных пунктов - землями населенных пунктов.
Частью 3 данной статьи определено, что до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционной закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планам; населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
На основании статьи 6 Закона N-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначение определенные документами, подтверждающими право на земельный участок землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционной закона.
До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Судебная коллегия верно исходила из того, что Федеральный конституционный Закон N-ФКЗ, устанавливая особенности регулирования, в том числе земельных отношений, предусматривает, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (часть 1 статьи 23), вследствие чего, суды правомерно сослались на положения Федерального закона N 172-ФЗ.
С целью урегулирования правоотношений по определению вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории "адрес", постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель отношении земельных участков, расположенных на территории "адрес" (далее - Порядок).
В силу абзаца 5 пункта 2 Порядка виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса определении видов разрешенного использования земельного участка
В пункте 5 Порядка указано, что определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков с учетом заключения исполнительного органа государственной власти "адрес" в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов "адрес".
На основании пункта 8 Порядка определение вида разрешенного использования земельного участка, категории земель в соответствии с положениями Таблицы не должно привести к ограничению или запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее. При этом, учитывая многообразие формулировок видов использования земельного участка, установленных согласно земельному законодательству Украины, должно проводиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка.
Таким образом, поскольку присвоение категории является для земельного участак обязательным, суды обоснованно отклонили доводы о том, что присвоение категории было возможно только по заявлению истца, поскольку в таком случае нарушается основополагающий принцип рационального использования земель.
Суды, обоснованно исходили из того, что оспариваемое распоряжение, которым установлена категория земельного участка, само по себе прав истца не нарушает, поскольку она приобрела земельный участок сельскохозяйственного назначения и это назначение участка сохранено, а так же возможно изменение категории в установленном законодателем порядке.
Доводы кассационной жалобы о присвоении смежным и рядом расположенным земельным участкам иной категории, а также о необоснованности ссылок на Карту-схему границ урбанизированной территории "адрес" и ее юридической ничтожности были предметом рассмотрения нижестоящих судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм закона, не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 09 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 07 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.