Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, с участием прокурора ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования " "адрес"" "адрес" ФИО4 на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 12 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования " "адрес"" о признании бездействия, выразившегося в не принятии мер по обеспечению улиц сетями электроснабжения, водоснабжения, обязании устранить нарушения, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с административным иском о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Административный иск мотивирован тем, что в границах "адрес" МО "Яксатовский сельсовет", "адрес" МО "Евпраксинский сельсовет", МО " "адрес"" "адрес" Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО " "адрес"" сформированы земельные участки для предоставления в собственность бесплатно гражданам льготной категории для индивидуального жилищного строительства.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены полномочия по организации на территории населенных пунктов вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Однако, до настоящего времени земельный массивы, выделенные для предоставления гражданам льготной категории, а именно: "адрес", "адрес" МО "Евпраксинский сельсовет", "адрес"
"адрес" МО " "адрес"", "адрес", "адрес", "адрес" МО "Яксатовскаий сельсовет" "адрес" не обеспечены коммунально-инженерной инфраструктурой, сети электроснабжения, водоснабжения в пределах расстояния, возможного для подключения (технологического присоединения) к ним отсутствуют.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 12 декабря 2019 года удовлетворены требования административного истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 12 февраля 2020 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 20 ноября 2019 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19.05.2020, представитель администрации муниципального образования " "адрес"" "адрес" ФИО4 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, необоснованных, приятых с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Из материалов дела следует, что указанные выше земельные массивы, выделенные для предоставления гражданам льготной категории, не обеспечены коммунально-инженерной инфраструктурой, сети электроснабжения, водоснабжения в пределах расстояния, возможного для подключения (технологического присоединения) к ним отсутствуют.
Прокуратурой района 9 июля 2018 года в адрес главы администрации муниципального образования " "адрес"" "адрес" вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ N в прокуратуру района направлен ответ, из которого следует, что фактически нарушения не устранены.
Требования действующего законодательства не исполнены администрацией муниципального образования " "адрес"" "адрес".
В соответствии с п. 4 ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поседения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, отнесены к вопросам местного значения соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг.
N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГг.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГг.) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Уставу Муниципального образования "Приволжский район", принятого Решением Совета МО "Приволжский район" от 30 августа 2018г. N207 (в ред. от 17 апреля 2019г.) к вопросам местного значения Приволжского района относятся организация в границах Приволжского района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ст.8 ч.1 п. 4).
Согласно п.1 ч.2 ст. 8 Устава Муниципального образования "Приволжский район" органы местного самоуправления муниципального образования "Приволжский район" на территории сельского поселения, входящего в состав территории муниципального образования "Приволжский район" (далее в настоящей части - поселение) решают вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Сводом правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89" (далее по тексту - Правила) определены требования к планировке и застройке сельских поселений, в том числе обеспечение их удобной, безопасной и здоровой средой проживания.
В соответствии с пунктом 12.1 Правил проектирование новых, реконструкцию и расширение существующих инженерных сетей следует осуществлять на основе программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры территорий в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004г. N 210-ФЗ.
В силу п.12.2 Правил проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации городов и других населенных пунктов следует производить в соответствии с требованиями СП 31.13330, СП 32.13330 с учетом санитарно-гигиенической надежности получения питьевой воды, экологических и ресурсосберегающих требований. Жилая и общественная застройка населенных пунктов, включая индивидуальную отдельно стоящую и блокированную жилую застройку с участками, а также производственные объекты должны быть обеспечены централизованными или локальными системами водоснабжения и канализации.
П.12.20 Правил предусмотрено, что электроснабжение городов и сельских населенных пунктов следует предусматривать от районной энергетической системы. В случае невозможности или нецелесообразности присоединения к районной энергосистеме электроснабжение предусматривается от отдельных электростанций.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений электроснабжения и водоснабжения относится к объектам инженерной инфраструктуры и находится в ведении муниципального образования, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы энергоснабжения и водоснабжения на территории сельских поселений является обязанностью органа местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N "По жалобе администрации "адрес" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.
Таким образом, орган местного самоуправления муниципального района обязан при передаче земельного участка предоставить заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения. Граждане могут подключиться к сетям инженерно-технического обеспечения только при наличии таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним. В противном случае цель предоставления земельных участков льготной категории граждан - для индивидуального жилищного строительства не будет достигнута.
Органы местного самоуправления на стадии предоставления земельных участков обязаны принять меры по организации на соответствующей территории инженерной и транспортной инфраструктуры.
Учитывая приведённые нормы закона и обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил административные исковые требования прокурора, поскольку бездействие администрации МО " "адрес"" "адрес" по не обеспечению лиц, которым предоставлены земельные участки, на указанных выше земельных массивов, подключения к сети электроснабжения, водоснабжения, лишены возможности ведения индивидуального жилищного строительства и беспрепятственного подключения возводимых домов к инженерно - техническим сетям и получения соответствующих услуг надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает выводы судов законными и обоснованными.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с судебными актами по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых постановлений.
При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 12 февраля
2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.