Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.
с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы Новотитаровского сельского поселения ФИО6 на решение Динского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "адрес" об обязании устранить нарушения законодательства о муниципальной собственности, о водоснабжении и водоотведении, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Прокурор ФИО9 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования Новотитаровское сельское поселение в составе муниципального образования "адрес" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной собственности, о водоснабжении и водоотведении.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении, водоотведении теплоснабжении при осуществлении администрацией муниципального образования Новотитаровского сельское поселение "адрес" возложенных полномочий.
В ходе проверки выявлено, что администрацией Новотитаровского сельского поселения инвентаризация водопроводных и канализационных сетей, участвующих в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении не проведена, что может повлечь наступление негативных последствий в виде аварии, долговременных перерывов в обеспечении населения Новотитаровского сельского поселения коммунальными ресурсами, что в дальнейшем приведет к изношенности указанных участков водопроводных и канализационных сетей, порывам, авариям, прекращению подачи воды в домовладения граждан, а также потерям при транспортировке коммунального ресурса, стоков, в связи с чем, прокурор "адрес" обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Динского районного суда от 20 сентября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2020 года решение Динского районного суда от 20 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, глава Новотиторовского сельского поселения ФИО6 просит решение районного суда отменить в части и принять по делу новое решение.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение представителя администрации Новотитаровского сельского поселения "адрес" по доверенности ФИО7, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В силу статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не было допущено судом первой и апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В ходе проверки прокуратурой района выявлено, что администрацией Новотитаровского сельского поселения инвентаризация водопроводных и канализационных сетей, участвующих в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении не проведена.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения, теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.
Схема водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения утверждена без проведения инвентаризации указанного имущества.
По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, также сформулированных в постановлении от 13.10.2015г. N 26-П, задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, - применительно к п. 4 ч. 1 ст. 14 N 131-Ф3 - организации водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.
Кроме того, в нарушение п. 19 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, администрацией Новотитаровского сельского поселения вопросы необходимости внесения изменений в Генеральный план сельского поселения в связи с необходимостью проведения корректировки (актуализации) существующей схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения администрацией Новотитаровского сельского поселения не рассматривались, в Совет депутатов муниципального образования "адрес", главе администрации муниципального образования "адрес" предложения о внесении изменений в Генеральный план сельского поселения не поступали. Соответствующие изменения в Генеральный план Новотитаровского сельского поселения в настоящее время не внесены.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 5.4 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в генеральные планы поселений, городских округов внесены изменения, предусматривающие строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 38 Закона N 416-ФЗ, Закона N 190-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования. Схемы водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Изменения в существующие схемы сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, а также программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, администрацией Новотитаровского сельского поселения не внесены.
В силу положений ст. ст. 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В нарушение указанных норм, государственная регистрация права собственности на указанные объекты водопроводно- коммунального хозяйства администрацией Новотитаровского сельского поселения в Едином государственном реестре недвижимости в настоящее время не осуществлена.
В соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011г. N 424, объектами учета в реестрах является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.
В связи с тем, что право собственности на объекты водоснабжения, теплоснабжения Новотитаровского сельского поселения органом местного самоуправления в ЕРГН не зарегистрировано, указные объекты не могут быть включены в реестр муниципальной собственности МО Новотитаровского сельского поселения.
В соответствии с п. 7 ст. 13 Закона N 416-ФЗ по общему правилу местом исполнения предприятием как организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, своих обязательств, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям. Из п. 20, 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, следует, что при отсутствии согласования сторонами условий об эксплуатационной ответственности, ее граница устанавливается по балансовой принадлежности смежных сетей сторон, которая определяется по признаку собственности (законного владения). Если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно- канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно информации администрации Новотитаровского сельского поселения от 13.08.2018г, средняя протяженность водопровода от уличного коммунального магистрального водопровода до земельного участка потребителя составляет 169 569 метров (447 абонентов), протяженность сетей водоотведения от земельного участка потребителя до центральной канализационной сети ? 1424 метра (298 абонентов), протяженность сетей теплоснабжения от земельного участка потребителя до центральной теплотрассы - 7455 метров (447 абонентов).
Из материалов дела следует, что участки теплопроводов, водопроводов, канализационных сетей, идущих от магистральных сетей водоснабжения к домовладениям, земельным участкам граждан, администрации сельского поселения не принадлежат, в реестре муниципальной собственности отсутствуют. Сведения о данных объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учёту объектов недвижимого имущества.
Судом первой инстанции установлено, что в Динской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" соответствующее заявление администрации Новотитаровского сельского поселения о постановке на учёт бесхозяйных объектов водопроводно-коммунального комплекса, сетей теплоснабжения не поступало.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что в нарушение норм действующего законодательства администрацией Новотитаровского сельского поселения не принято мер по признанию указанных объектов бесхозяйными.
По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, также сформулированных в постановлении от 13.10.2015г. N-П, задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, - применительно к п. 4 ч. 1 ст. 14 N 131-ФЗ - организации водоснабжения, теплоснабжения, центральные сета водоснабжения, теплоснабжения, а также участки водопроводных сетей, теплосетей, идущие к земельным участкам абонентов, предназначены для решения вопросов местного значения в сфере водоснабжения, теплоснабжения относятся к муниципальному имуществу.
Отсутствие в перечне объектов муниципальной собственности указанных объектов водопроводно-коммунального комплекса не может являться основанием для возложения администрацией Новотитаровского сельского поселения, ООО "Альтернатива", МУП "Коммунальник", ООО "Коммунальник" обязанности по их содержанию на лиц, чьи объекты подключены к сетям центрального водоснабжения Новотитаровского сельского поселения.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011г. N 416-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (ст. 6 Закона N 190-ФЗ).
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (ст. 15 Закона N 190-ФЗ).
Постановлениями администрации Новотитаровского сельского поселения 01.03.2017г. N, от 08.07.2016г. от 546, от 03.10.2013г. N ООО "Коммунальник", ООО "Альтернатива", МУП "Коммунальник" наделены статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения соответственно.
Судом первой инстанции правильно установлено, что администрацией Новотитаровского сельского поселения бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения в гарантирующие организации либо организацию, которая осуществляет холодное водоснабжение, теплоснабжение сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, на основании соответствующего передаточного акта, не переданы.
Таким образом, бездействие администрации Новотитаровского сельского поселения, выразившееся в ненадлежащей организации холодного водоснабжения населения Новотитаровского сельского поселения привело к неправомерным требованиям ООО "Коммунальник", ООО "Альтернатива", МУП "Коммунальник" по строительству водопроводных сетей и теплосетей, идущих от центральной трубы, до их земельных участков, и оборудованию соответствующих узлов учета и смотровых колодцев на месте врезки в центральный водопровод сеть теплоснабжения.
При этом, содержание, ремонт и обслуживание участков водопроводных труб, сетей теплоснабжения, идущих от магистральных сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения к домовладениям граждан, ни абонентами, ни ООО "Коммунальник", ни ООО "Альтернатива", ни МУП "Коммунальник" ни администрацией Новотитаровского сельского поселения не осуществляется, что в дальнейшем приведет к изношенности указанных участков водопроводных и канализационных сетей, порывам, авариям, прекращению подачи воды в домовладения граждан, а также потерям при транспортировке коммунального ресурса, стоков.
Кроме того, отсутствие зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности на расположенные на территории Новотитаровского сельского поселения объекты водопроводнокоммунального комплекса влечет невозможность выделения органом местного самоуправления денежных средств на ремонт имущества водопроводно-коммунального хозяйства.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил административное исковое заявление прокурора района, поскольку возложенные законодательством обязанности на административного ответчика по проведению комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых условий для организации водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения на территории Новотитаровского сельского поселения администрацией сельского поселения, не исполняются.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает выводы судов законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с судебными актами по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых постановлений
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, определила:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 20 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.