Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Капункина Ю.Б. и Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО5, ФИО3 по доверенности ФИО10 на решение Советского районного суда г. Астрахани от 21 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 29 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования " "адрес"" о признании Распоряжения "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома" незаконным, обязании утвердить схему, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования " "адрес"" о признании Распоряжения "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность земельного участка по "адрес" для эксплуатации жилого дома" незаконным, мотивируя свои требования тем, что им на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" по 1/6 доле за каждым. Истцы обратились в Администрацию МО "Город "Астрахань" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставления в собственность земельного участка по указанному адресу, площадью 1358 кв.м, для эксплуатации жилого дома.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 21 октября
2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда "адрес" от 21 октября
2019 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 04.06.2020, представитель административных истцов ФИО10 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. Выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке (конверт с уведомлением возвращен за истечением срока хранения), в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО5, ФИО3 на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками, по 1/6 доле каждый, жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Административные истцы обратились в Управление муниципального имущества администрации МО " "адрес"" с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставления в собственность земельного участка по "адрес" для эксплуатации жилого дома.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Nр-10-02-1132 истцам было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность вышеуказанного земельного участка для эксплуатации жилого дома, ввиду несоответствия схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке так отсутствуют сведения о территории общего пользования и местоположении красной линии, о расположении указанного в заявлении земельного участка на землях общего пользования, об ограничении в обороте указанного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 2. п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В силу пунктов 1-4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения Земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее ^ принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Спорный земельный участок входит в границы проекта планировки территории для строительства линейного объекта СНТ "Авиатор", утвержденного постановлением администрации МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N-м.
Земельный участок по адресу: "адрес", 2-я Авиаторная, 12, отказ в формировании которого обжалуется административными истцами, расположен в границах проекта планировки территории для строительства линейного объекта СНТ "Авиатор", а часть этого земельного участка находится в границах красных линий и относится к землям общего пользования.
Таким образом, поскольку часть спорного земельного участка находится на землях общего пользования, поступление которых в частную собственность не допускается, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома является законным.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с судебными актами по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых постановлений.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 21 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 29 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Ю.Б. Капункин
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.