Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Шелудько В.В. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника Межрайонной ИФНС N по "адрес" ФИО4 на решение Славянского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N по "адрес" к
ФИО8 о взыскании задолженности по налогам, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по "адрес" обратилась в суд с административным иском к ФИО8 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2014 г.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ
ФИО8 была представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 г, в связи с получением в дар земельного участка и жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 представила в ИФНС уточненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 г, в разделе 2 которой указана сумма дохода в размере 684517 рублей (инвентаризационная стоимость земельного участка и жилого дома). Исчисленный налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате в бюджет составил 88987 рублей. В то же время, кадастровая стоимость объектов недвижимости по адресу: "адрес", полученных ФИО8 в дар, составляет 1 678102, 39 рубля. В этой связи, налог на доходы физических лиц, подлежащий к уплате в бюджет, составляет 218153 рублей. ФИО8 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, однако в установленный срок, недоимка по налогу в сумме 129 165 рублей административным ответчиком не уплачена.
Решением Славянского районного суда Краснодарского края от 20 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 февраля
2020 года решение Славянского районного суда Краснодарского края от 20 ноября 2019 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, начальник Межрайонной ИФНС N по "адрес" ФИО4 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. Выводы, изложенные в судебных актах не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение, допущенной в судебное заседание по устному заявлению административного ответчика представителя ФИО5 судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как усматривается из материалов дела, по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 подарил ФИО8 доли земельного участка и жилого дома по адресу: "адрес", "адрес". Договор дарения зарегистрирован в установленном порядке.
На основании статьи 45 Налогового кодекса РФ у ФИО8 возникла обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ подать налоговую декларацию и в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог на доходы физических лиц за 2014 год.
ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС N 11 по "адрес" сдала налоговую декларацию и получив требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 81963, 92 рубля.
Указанная сумма МихальскойЖ.В. уплачена ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 по требованию налогового органа подала уточненную налоговую декларацию за 2014 года, в которой налоговая база в отношении земельного участка была исчислена на основании выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ о его кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 436449 рублей, а в отношении жилого дома - на основании справки ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ, содержащей сведения об инвентаризационной стоимости объекта капитального строительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, исходя из инвентаризационной стоимости в сумме 248 068 рублей в ценах 2012 года.
Общая сумма полученного ФИО8 от сделки дохода, указанная в декларации, составила 684517 рублей, сумма налога, подлежащая уплате, составила 88 987 рублей. Разницу между первоначально рассчитанным и уплаченным налогом, и уточненной суммой в размере 7781 рублей ФИО8 уплатила ДД.ММ.ГГГГ, что также не оспаривается налоговым органом.
Согласно акту N 28841 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 надлежит уплатить налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка и жилого исходя из актуальной кадастровой стоимости. Общая суммы налогооблагаемой базы составила 1 678102, 39 рублей. С учетом ранее уплаченных сумм, недоимка по налогу, по мнению налогового органа, составила 129166 рублей.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение, которого у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
На основании статьи 41 Налогового кодекса РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ.
Согласно договору дарения, одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества или имущественного права. Доход в виде указанной экономической выгоды подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В соответствии со статьями 388, 389 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действовавшей до 4 октября 2014 г, налог на жилой дом исчислялся ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, налоговая база была обоснованно рассчитана налогоплательщиком ФИО8 исходя из существующих на дату дарения цен на недвижимое имущество.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На территории "адрес" единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - ДД.ММ.ГГГГ, определенная "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 3368-К "О единой дате начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения".
В пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел связанных с применением главы 23 Налогового кодекса РФ, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 21 октября 2015 года разъяснено, что налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества.
Главой 23 Налогового кодекса РФ (в редакции на 2015 г.) прямо не определено, на основании каких именно документально подтвержденных данных о стоимости имущества гражданин обязан исчислять налог в случае получения имущества в дар от другого физического лица.
В силу закрепленных в статье 3 Кодекса основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 Кодекса).
Поэтому в рассматриваемой ситуации надлежит исходить из положений пункта 3 статьи 54 Кодекса, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения.
К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, полученные из органов технической инвентаризации, одной из целей определения которой является налогообложение физических лиц (пункт 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1301).
В ситуации, когда не установлена недостоверность официальных сведений о стоимости имущества, на основании которых гражданином был исчислен и уплачен налог, достаточные основания для взыскания с него недоимки отсутствуют.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Гражданского кодекса РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Согласно письму Минфина России от 19 декабря 2012 г. N 03-05-05-02/13, при утверждении органом исполнительной власти субъектов РФ новых результатов государственной оценки земель в нормативном акте, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в случае, если улучшается положение налогоплательщика.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении N 17-П от 2 июля 2013 г, нормативные акты исполнительных органом субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, поскольку обязанность по уплате налога возникла у ФИО8 в 2015 году законодательство 2017 года, которое ухудшает положение административного ответчика, применению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что у налогового органа отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на доход с физического лица за 2014 год, уплаченному ей в надлежащем размере.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает выводы судов законными и обоснованными.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с судебными актами по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых постановлений.
При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Славянского районного суда Краснодарского края от 20 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.