Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Грибанова Ю.Ю, судей Брянского В.Ю, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамия Байзета Азметовича к АО "Либерти Страхование" о защите прав потребителей, по кассационной жалобе представителя АО "Либерти Страхование" ФИО10 на решение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 01 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 12 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Грибанова Ю.Ю, выслушав объяснения представителя Мамия Б.А. - ФИО9, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Мамий Байзет Азметович (далее - истец) обратился в суд с иском к АО "Либерти Страхование" (далее - ответчик) о взыскании страхового возмещения, штрафа, неустойки, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП с участием транспортного средства "данные изъяты", государственный номер N, под управлением собственника автомобиля ФИО11, и "данные изъяты", государственный номер N, собственником которого является истец, под управлением ФИО12
Виновником ДТП был признан ФИО13, автомобилю истца причинены механические повреждения. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в страховую компанию виновника ДТП - АО "Либерти Страхование", ДД.ММ.ГГГГ ответчиком осмотрено транспортное средство истца, однако выплата страхового возмещения не осуществлена, в связи с чем, истец обратился к независимому эксперту для определения стоимости восстановительного ремонта, согласно заключению которого, стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составляет "данные изъяты", также были понесены расходы на оплату услуг эксперта в размере "данные изъяты".
12.11.201 истец направил ответчику претензию о выплате страхового возмещения, которая оставлена без удовлетворения.
Решением Теучежского районного суда Республики Адыгея от 01 августа 2019 года исковые требования Мамия Б.А. удовлетворены частично.
Взысканы с АО "Либерти Страхование" в пользу Мамия Б.А. страховое возмещение в размере "данные изъяты", штраф в размере "данные изъяты", неустойка в размере "данные изъяты", моральный вред в размере "данные изъяты", расходы по досудебной оценке ущерба в размере "данные изъяты", почтовые расходы в размере "данные изъяты", расходы по оформлению нотариально удостоверенной доверенности и копий в размере "данные изъяты", расходы по проведению дефектовки в размере "данные изъяты".
Взыскано с АО "Либерти Страхование" в пользу "данные изъяты" "данные изъяты". за проведение экспертизы.
Взыскана с АО "Либерти Страхование" госпошлина в доход бюджета МО "Теучежский район" в размере "данные изъяты".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 12 ноября 2019 года решение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 01 августа 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО "Либерти Страхование" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить указанные судебные постановления и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, считая, что истец не представил транспортное средство для осмотра, таким образом, лишил ответчика возможности установить наличие страхового случая и размер ущерба. Самостоятельное проведение истцом экспертизы не может являться доказательством определения размера ущерба. Истец действовал недобросовестно, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения обязанности на ответчика по возмещению истцу страхового возмещения, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда.
Представитель Мамия Б.А. по доверенности ФИО15 возражал против доводов кассационной жалобы, согласно письменных возражений просила отказать в её удовлетворении, так как вынесенные судебные акты считает законными и обоснованными.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений против жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о взыскании страхового возмещения в части, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", принял во внимание заключение судебной экспертизы "данные изъяты", оценив его в совокупности с иными доказательствами, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с АО "Либерти Страхование" в пользу истца возмещения.
При этом суд установилналичие вины страховщика по неисполнению обязательств по выплате страхового возмещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась и оснований для отмены либо изменения решения не усмотрела.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.
В силу ст. 195 названного нормативного акта установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Состоявшиеся по делу судебные постановления указанным требованиям не отвечают.
Согласно п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Как следует из п. 4 ст. 931 ГК РФ, в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной Законом, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования. Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 Закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
При причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Закона, иное имущество для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом (п. 10 ст. 12 Закона об ОСАГО).
По правилам п. 11 ст. 12 Закона об ОСАГО страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии со втоорым абзацем п. 13 ст. 12 Закона об ОСАГО, если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный п. 11 данной статьи срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой). В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страховой выплаты.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", при наступлении страхового случая потерпевший обязан не только уведомить страховщика о его наступлении в установленные сроки, но и направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные Правилами страхования (п. 3 ст. 11 Закона об ОСАГО), а также представить на осмотр поврежденное в результате дорожно-транспортного происшествия транспортное средство (п. 10 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Системное толкование приведенных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что в случае, если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан представить страховщику поврежденное имущество или его остатки для проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы.
Основанием для осмотра транспортного средства страховщиком в случае проведения независимой экспертизы является направление страхователем заявления о страховой выплате, и только после подачи заявления о страховой выплате страховая организация должна в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении организовать осмотр, рассмотреть заявление и произвести выплату страхового возмещения.
При этом ст. 20 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховщик отказывает потерпевшему в страховом возмещении или его части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 17 постановления Пленума от 26.12.2017 N 58 следует, что страховая организация вправе отказать в страховой выплате, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и/или проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования (статьи 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 20 статьи 12 Закона об ОСАГО).
По смыслу приведенных нормоположений, уклонение от предоставления поврежденного транспортного средства на осмотр страховщику, принявшему надлежащие меры к организации осмотра поврежденного имущества, лишает последнего возможности достоверно определить стоимость восстановительного ремонта и рассчитать размер подлежащих возмещению убытков, что влечет отказ в выплате страхового возмещения в силу норм п. 11, 20 ст. 12 Закона об ОСАГО.
Делая вывод о законности и обоснованности заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия, пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается обязанность страховщика произвести страховую выплату, размер которой установилна основании заключения судебной экспертизы.
Иным материалам дела, свидетельствующим о принятии страховщиком надлежащих мер к организации осмотра поврежденного транспортного средства путем неоднократного направления телеграмм в адрес истца, уклонившегося от предоставления транспортного средств для осмотра, ответу на обращения потерпевшего о необходимости предоставления автомобиля, и последующего возврата всех документов по причине не предоставления транспортного средства на осмотр, фотоматериалам осмотра территории, согласно которым по адресу, указанному истцом, автомобиль не представлен, что в свою очередь сделало невозможным произведение страховщиком осмотра поврежденного транспортного средства, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции оценка не давалась, обстоятельства, указанные в этих документах, не исследовались с позиции соответствия их доводам ответчика, во взаимосвязи и правовом единстве с иными доказательствами, представленными ответчиком в подтверждение позиции относительно невыплаты страхового возмещения истцу.
Вопреки выводом судов обеих инстанций, материалами дела не подтверждено, что поврежденное имущество страховщиком осмотрено и им проведена независимая экспертиза, как того требует закон.
Между тем, в силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть вторая упомянутой статьи закона).
В силу частей 1, 2 и 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ)
Мотивированные результаты оценки доказательств суд должен указать в судебном постановлении, в том числе доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими. Оценку должны получить все доказательства, принятые судом как таковые.
Данные процессуальные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Юридически значимым обстоятельством для рассмотрения настоящего спора является факт предоставления либо непредоставления поврежденного транспортного средства на осмотр, причина непредоставления. Приведенные обстоятельства оставлены без внимания и должной оценки судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции ошибки при проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления не устранил.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения норм процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 12 ноября 2019 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390 (п. 1 ч. 1), 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 12 ноября 2019 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.