Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Якубовской Е.В., Мамия М.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова А. В. к ГУ МВД по Краснодарскому краю 3-е лицо: ФГКУ "12 ОФПС по Краснодарскому краю" о зачете ранее установленной выслуги лет для назначения пенсии, по кассационной жалобе Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30.08.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26.11.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя ГУ МВД по Краснодарскому краю по доверенности Кириллову О.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Жукова А.В. по доверенности - адвоката Жадан А.Г, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, представителя ГУ МЧС России по Краснодарскому краю по доверенности Родченко Т.В. судебная коллегия
установила:
Жуков А.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД по Краснодарскому краю о зачете ранее установленной выслуги лет для назначения пенсии.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 30.08.2019 исковые требования Жукова А.В. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26.11.2019 решение суда первой инстанции изменено, снижен размер взысканных судебных расходов в виде оплаты услуг представителя, апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ МВД по Краснодарскому краю просит об отмене решения и апелляционного определения и вынесении по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению кассатора судами неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел.
В судебное заседание явился представитель ГУ МВД по Краснодарскому краю по доверенности Кириллова О.С, поддержавшая доводы кассационной жалобы, пояснив, что просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения.
В судебное заседание явился представитель Жукова А.В. по доверенности адвокат Жадан А.Г, возражавший относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание явился представитель ГУ МЧС России по Краснодарскому краю по доверенности Родченко Т.В, полагающую оспариваемые судебные акты приняты на всесторонне исследованных материалах дела с соблюдением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), для отмены состоявшихся судебных постановлений.
Материалами дела подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жуков А.В. проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, а до этого в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу в Вооруженных силах Республики Казахстан, а также службу в органах внутренних дел и государственной противопожарной службы Республики Казахстан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю" от ДД.ММ.ГГГГ N-НС истец был уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе с ДД.ММ.ГГГГ. Кадровым подразделением произведен и оформлен расчет выслуги лет для назначения пенсии, согласно которому общая выслуга истца составила 26 лет 6 месяцев 18 дней.
В связи с отказом отдела пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Краснодарскому краю в согласовании указанного расчета выслуги лет, истец обратился за защитой своих пенсионных прав в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании за Жуковым А.В. права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и возложении на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю обязанности назначить и выплачивать истцу пенсию за выслугу лет, суд первой инстанции исходил из того, что право на пенсию за выслугу лет сотрудникам, проходившим перед увольнением службу в министерствах и ведомствах, входящих в систему органов внутренних дел государств-участников Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", может быть реализовано в любом из государств-участников данного Соглашения по нормам и в порядке, установленным законодательством государства, на территории которого эти сотрудники постоянно проживают.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Жуков А.В. как гражданин Российской Федерации, проходивший службу в Спасательной службе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, входившей в структуру органов внутренних дел Республики Казахстан, является бывшим сотрудником органов внутренних дел государства -участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года Республики Казахстан, поэтому он имеет право на назначение и получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, а поскольку пенсионное обеспечение сотрудников, уволенных из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии со статьей 11 указанного Закона осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, суд возложил на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю обязанность назначить и выплачивать Жукову А.В. пенсию за выслугу лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм международного и национального права, регулирующих возникшие отношения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах- участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Как установлено судом, Жуков А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел и государственной противопожарной службы Республики Казахстан.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Жуков А.В. проходил службу в ФПС ГПС РФ, непрерывный стаж - 11 лет 04 месяца 22 дня.
На основании Указа Президента Республики Казахстан от 22.04.1997 N 3465 "О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан" противопожарная служба выведена из состава МВД и передана в Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Служба в агентстве по чрезвычайным ситуациям не Республики Казахстан, является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенного положения Указа Президента Республики Казахстан следует, что служба в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел Республики Казахстан.
Ввиду того, что Жуков А.В. уволен со службы в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и ему назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для признания за Жуковым А.В. права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, нельзя признать законным. Данный вывод судов противоречит положениям статьей 1 и 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и Соглашения от 24 декабря 1993 года, поскольку в приведенной выше статье 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I лица, проходившие службу в подразделениях по чрезвычайным ситуациям других государств, не названы. Договор (соглашение) между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников подразделений по чрезвычайным ситуациям не заключался, поэтому правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с переездом на постоянное жительство в Российскую Федерацию не имеется.
Судебная коллегия признает ошибочным также вывод судов первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I о возложении на Министерство внутренних дел Российской Федерации пенсионного обеспечения лиц, уволенных из Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Таким образом, приведенной правовой нормой определено, в отношении каких лиц Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет пенсионное обеспечение: это лица, имеющие право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, и они названы в статье 1 данного Закона. К таким лицам Жуков А.В. не относится.
Учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в подразделениях по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, Судебная коллегия считает, что судебными инстанциями неправильно применены нормы между-народного и национального права при установлении наличия у Жукова А.В. права на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ МВД России по Краснодарскому краю, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение об отказе Жукову А.В. в удовлетворении исковых требований, не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30.08.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26.11.2019 - отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Жукова А. В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на получение пенсии за выслугу лет, зачете в общую выслугу лет Жукова А. В. 13 лет 3 месяца 19 дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отказать в удовлетворении исковых требований Жукова А. В. об обязании Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю согласовать оформленный ФГКУ "12 ОФПС по Краснодарскому краю" расчет выслуги лет для назначения пенсии старшему прапорщику внутренней службы Жукову А. В. с установленной продолжительностью общей выслуги 26 лет 06 месяцев 18 дней.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Якубовская
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.