Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тетенковой В. В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Чеботарева Ю. Р, Тетенкова С. И. к администрации МО Туапсинский район, Тетенкову И. С. о признании права на получение мер социальной поддержки как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, по кассационной жалобе Тетенковой В. В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.11.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав Тетенкову В.В. по полагающую кассационную жалобу обоснованной, а оспариваемый судебный акт подлежит отмене, выслушав представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Близнюка И.Ф, полагающего доводы кассационной жалобы необоснованными, а оспариваемый судебный акт подлежащим оставлению в силе, судебная коллегия
установила:
Тетенкова В.В, действующая в своих интересах и интресах несовершеннолетних Чеботарева Ю.Р. и Тетенкова С.И. обратилась в суд с иском к администрации МО Туапсинский район, Тетенкову И.С. о признании права на получение мер социальной поддержки как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 21.08.2019 исковые требования Тетенковой В.В. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.11.2019 решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 21.08.2019 отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Тетенкова В.В. просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения Туапсинского районного суда Краснодарского края от 21.08.2019.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального права.
По мнению кассатора, доводы суда апелляционной инстанции противоречат правовой природе возникновения имущественных прав Тетенковой В.В. и ее несовершеннолетних детей.
В судебное заседание явилась Тетенкова В.В, повторившая доводы кассационной жалобы и полагающая кассационную жалобу обоснованной, а оспариваемый судебный акт - подлежит отмене.
В судебное заседание явился представитель Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Близнюк И.Ф, возражающий относительно доводов кассационной жалобы, пояснив, что просит об оставлении апелляционного определения без изменения, а кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебное заседание не явился представитель администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края.
В судебное заседание не явился Тетенков И.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 397.7 ГПК РФ, для отмены состоявшегося судебного постановления (апелляционного определения).
Материалами дела подтверждается, что 24, ДД.ММ.ГГГГ в результате опасных метеорологических явлений в Краснодарском крае возникла чрезвычайная ситуация регионального характера (далее по тексту "чрезвычайная ситуация"), режим которой был введен распоряжением (постановлением) главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 N266-р.
Согласно указанному правовому акту территория муниципального образования Туапсинский район включен а в зону чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2015 N 891 в редакции постановления губернатора от 27.12. 2018 N 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Данный Порядок утвержден в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер господдержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций".
В целях реализации указанного Закона Краснодарского края N 3210- КЗ, 28.12.2018 принято постановление Главы /губернатора/ Краснодарского края N 892, в соответствии с которым мера государственной поддержки предоставляется в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях, в том числе, Туапсинском районе в октябре 2018 года.
Тетенковой В.В. на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Она и ответчик Тетенков И.С. являются родителями несовершеннолетнего Тетенкова С.И, а Чеботарев Ю.Р. является ее сыном от первого брака. В квартире постоянно проживают и зарегистрированы она и Чеботарев Ю.Р. В результате подтопления на территории Туапсинского района, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение получило повреждения, и на основании распоряжения администрации МО Туапсинский район ее дом после наводнении признан аварийным и, подлежащим сносу. Однако, в списки на получение мер социальной их не включили, так как несовершеннолетний Тетенков С.И. не зарегистрирован в жилом помещении, а ответчик Тетенков И.С. не обращался с заявлением о получении мер государственной поддержки, и не отказывался от получения мер социальной поддержки, т.к. он является собственником 1/2 утраченного жилого помещения. Считает, что из-за бездействия Тетенкова И.С. они не могут быть включены в списки на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законода-тельством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2015 N 891 в ред. постановления губернатора от 27.12. 2018 N 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Данный Порядок утвержден в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер господдержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-K3 "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций".
В целях реализации указанного Закона Краснодарского края N 3210- КЗ 28.12.2018 года принято постановлением главы /губернатора/ Краснодарского края N 892, в соответствии с которым постановлено предоставить меру государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального характер, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях, в том числе Туапсинском районе в октябре 2018 года.
Утвержденный постановлением Губернатора Краснодарского края указанный выше Порядок определяет правила предоставления за счет средств краевого бюджета меры господдержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций. Данным Порядком /п.1 разд.2/ предусмотрено, что списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-KЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае.
При этом Порядок также регламентирует, кто имеет право на получение указанное меры государственной поддержки, порядок подачи заявления и предоставление определенного перечня документов.
Так, статьей 1 Закона Краснодарского края от 03.07.2015 N 3210-KЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" определено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации: постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения: собственники указанных жилых помещений и члены их семей; члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях. Это же положение предусмотрено и п.2 раздела 1 Порядка предоставления.
Таким образом, для получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, необходимо наличие следующих условий: быть гражданином РФ; быть собственником либо членом семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС, постоянно проживать и быть зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
При этом в соответствии п.2 ст. 1 Закона Краснодарского края N 3210-КЗ меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, при условии отсутствия у них в собственности иного жилого помещения.
Разрешая спор и отказывая Тетенковой В.В. в иске, суд апелляционной инстанции исходил из того, что "адрес", расположенная по адресу: "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/4 доли Тетенковой В.В, Чеботареву Ю.Р, Тетенкову С.И. и Тетенкову И.С. Однако, доля в праве общей долевой собственности на квартиру не является жилым помещением что и послужило основанием к принятию судом апелляционной инстанции решения об отказе Тетенковой В.В. и ее детям в иске.
Судебная коллегия по гражданским делам находит указанные выводы краевого суда ошибочными.
Пунктом 7 Раздела 2 Порядка предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края также предусмотрено, что основанием для отказа во включении в списки является обстоятельство, если собственник или члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение /долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение/ на территории Российской Федерации.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Туапсинский район многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории муниципального образования Туапсинский район 24 октября 2018 года.
Согласно справки, администрации Георгиевского сельского поселения Туапсинского района, по адресу: "адрес" постоянно проживают Тетенкова В.В. и несовершеннолетний Чеботарев Ю.Р.
Другого жилья Тетенкова В.В. и несовершеннолетний Чеботарев Ю.Р. не имеют, постоянно проживали в принадлежащей им квартире и были по этому адресу зарегистрированы.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Делая вывод о правомерности отказа ответчика во включении Тетенковой В.В. и членов ее семьи в список только в связи с тем, что доля в праве общей долевой собственности на квартиру не является жилым помещением, суд апелляционной инстанции не принял во внимание приведенные выше нормативные положения и оставил без правовой оценки то обстоятельство, что в результате принятого ответчиком решения нарушено право Тетенковой В.В. и ее несовершеннолетних детей на получение социальной выплаты, в то время как ее право ответчиком под сомнение не поставлено.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, вынесенный по делу судебный акт нельзя признать законным, он подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26.11.2019 отменить в части:
отказа в признании права Тетенковой В. В, Тетенкова С. И, Чеботарева Ю. Р. на получение мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам РФ, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года в составом семьи три человека.
обязания Администрации МО Туапсинский район включить Тетенкову В. В. и Чеботарева Ю. Р. в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с законом Краснодарского края от 03.07.2015 года N 3210-K3 "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций".
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.11.2019 оставить без изменения.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.