Дело N 88-10115/2020
N дела суда 1-й инстанции 2-1803/2019
г. Краснодар 4 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никольской О.Л, судей Хаянян Т.А, Жогина О.В, с участием прокурора Давыдова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУП города Севастополя "Водоканал" о возложении обязанности устранить нарушения закона по кассационному представлению прокурора города Севастополя Большедворского М.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 2 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Никольской О.Л, выслушав заключение прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУПС "Водоканал" о возложении обязанности устранить нарушения закона.
Прокурор просил возложить обязанность на ГУПС "Водоканал" устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод в акваторию Черного моря в районе Артиллерийской бухты в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" и Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю проведено обследование пляжей Хрустальный, Песчаный и Солнечный в городе Севастополе на предмет наличия ливневой канализации и локальных очистных сооружений, в ходе которого установлено, что ГУПС "Водоканал" в Артиллерийской бухте города Севастополя производит выпуск в акваторию Черного моря неочищенных ливневых сточных вод, что создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Представители ответчика не возражали против исковых требований, указали, что устранение нарушений закона возможно исключительно по результатам разработки соответствующей проектно-сметной документации и выполнения работ по строительству сетей ливневой канализации, оборудованных автоматизированными подземными компактными канализационными насосными станциями, со сроком проведения необходимых работ около 24 месяцев.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 9 сентября 2019 года иск Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен.
На ГУПС "Водоканал" возложена обязанность устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод в акваторию Черного моря в районе Артиллерийской бухты в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 2 декабря 2019 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 9 сентября 2019 года отменено, по делу принято новое решение.
В удовлетворении исковых требований Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц отказано.
В кассационном представлении прокурор города Севастополя Большедворский М.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 2 декабря 2019 года, оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 9 сентября 2019 года, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, неверное толкование и применение положений действующего законодательства, неправильное определение фактических обстоятельств дела, утверждая, что распоряжение имуществом, переданным в хозяйственное ведение ГУПС "Водоканал" для целей организации сброса ливневых сточных вод, входит в компетенцию ответчика, а организация сброса очищенных сточных вод отвечает целям и задачам деятельности предприятия. По мнению прокурора, обязанность устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод в акваторию Черного моря в районе Артиллерийской бухты действующим законодательством возлагается на водопользователя, то есть на лицо, эксплуатирующее магистральные сети ливневой канализации - ГУПС "Водоканал".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационного представления. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд кассационной инстанции не представили. Не возражали относительно рассмотрения кассационного представления без их участия.
Информация о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции заблаговременно размещена на сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав заключение прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия полагает, что представление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ГУПС "Водоканал" осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод (код КВЭД 37.00).
На основании распоряжения департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 2 февраля 2017 года водовыпуск в районе Артиллерийской бухты закреплен за ГУПС "Водоканал" на праве хозяйственного ведения.
Собственником имущества предприятия является город Севастополь в лице Правительства Севастополя.
Очистные сооружения на ливневом коллекторе отсутствуют.
Как усматривается из дела, Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" и Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю проведено обследование пляжей Хрустальный, Песчаный и Солнечный в городе Севастополе на предмет наличия ливневой канализации и локальных очистных сооружений, в ходе которого установлено, что ГУПС "Водоканал" в Артиллерийской бухте города Севастополя производит выпуск в акваторию Черного моря неочищенных ливневых сточных вод.
В соответствии с протоколом лабораторных исследований морской воды от 3 июня 2019 года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" по результатам государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного лабораторного контроля за составом и свойствами морской воды в контрольном пункте в районе пляжа Хрустальный установлено превышение предельно-допустимых концентраций нефтепродуктов.
Согласно протоколу лабораторных исследований морской воды от 10 июня 2019 года установлено превышение допустимых микробиологических показателей (энтерококк).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
На основании части 1 статьи 18 указанного Федерального закона водные объекты, используемые в рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 4.3.2 СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения" установлено, что не допускается сброс городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУПС "Водоканал" о возложении обязанности устранить нарушения закона, исходя из доказанности нарушений требований федерального законодательства при осуществлении деятельности ответчиком по организованному сбросу неочищенных сточных ливневых вод в акваторию Артиллерийской бухты Черного моря в непосредственной близости от места массового отдыха населения - пляжа Хрустальный, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
Соглашаясь с выводами районного суда о гарантированности конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, недопустимости нарушения требований федерального законодательства в части эксплуатации водного объекта, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, исходя из того, что районный суд формально разрешилзаявленные требования, не принимая во внимание возражения ответчика.
Судебная коллегия полагает, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
В исковых требованиях природоохранный прокурор указал на ряд нарушений, допускаемых при осуществлении ответчиком выпуска ливневых сточных вод, в том числе, отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование ГУПС "Водоканал" для сброса ливневых сточных вод в акваторию Артиллерийской бухты; недопустимость организованного сброса ливневых сточных вод в черте населенного пункта; отсутствие очистных сооружений на ливневом коллекторе, что приводит к значительным наносам камней и щебня на дне бухты у входа в коллектор.
Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции сослался на то, что выявленные нарушения предполагают различные варианты их устранения, как путем получения разрешения на водопользование, очистки ливневых стоков, так и прекращения как такового сброса ливневых сточных вод в черте населенного пункта, а также реконструкции системы ливневой канализации и т.п, при этом прокурор не указал, какое из допущенных нарушений он просит устранить, а также способ устранения, что не позволяет определить круг ответчиков и обстоятельства, подлежащие установлению по делу.
Между тем, указанный вывод суда апелляционной инстанции является несостоятельным, поскольку ливневый коллектор, через который осуществляется сброс неочищенных ливневых сточных вод, находится в собственности города Севастополя и на основании распоряжения департамента по имущественным и земельным отношениям от 2 февраля 2017 года передан в хозяйственное ведение ГУПС "Водоканал", находится на балансе данного предприятия.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В силу части 1 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Обращаясь с требованиями о возложении на ГУПС "Водоканал" обязанности устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод в акваторию Черного моря в районе Артиллерийской бухты, прокурор исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена императивная норма, регулирующая порядок устранения указанных в иске нарушений, в связи с чем полномочия по выбору конкретного способа устранения нарушений являются прерогативой ответчика.
Также являются необоснованными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у ГУПС "Водоканал" полномочий в части распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение.
Так, из материалов дела усматривается, что в 2017 году ливневый коллектор был передан в хозяйственное ведение ГУПС "Водоканал".
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
В силу части 1 статьи 18 указанного закона государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, распоряжение имуществом, переданным в хозяйственное ведение ГУПС "Водоканал" для целей организации сброса ливневых сточных вод, входит в компетенцию ответчика, а организация сброса очищенных сточных вод отвечает целям и задачам деятельности предприятия.
Положениями части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации обязанность не допускать причинение вреда окружающей среде возложена на всех водопользователей, вне зависимости от наличия или отсутствия права собственности.
Таким образом, обязанность устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод в акваторию Черного моря в районе Артиллерийской бухты действующим законодательством возлагается на водопользователя, то есть лицо, эксплуатирующее магистральные сети ливневой канализации - ГУПС "Водоканал".
С учетом вышеуказанных обстоятельств, при установлении факта нарушений со стороны именно ГУПС "Водоканал" требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, исходя из приведенных норм материального права, суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ГУПС "Водоканал", о возложении обязанности устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод в акваторию Черного моря в районе Артиллерийской бухты.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем, могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 2 декабря 2019 года, оставив в силе решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 9 сентября 2019 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Кассационное представление прокурора города Севастополя Большедворского М.А. удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 2 декабря 2019 года отменить.
Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 9 сентября 2019 года оставить в силе.
Председательствующий О.Л. Никольская
Судьи Т.А. Хаянян
О.В. Жогин
Морская ул, д. 3, г. Краснодар, 350020
тел.: 8(861) 992-78-67; факс: 8(861) 992-78-68
e-mail: 4kas@sudrf.ru; https://4kas.sudrf.ru
ОКПО 32717350, ОГРН 1182375074562
ИНН/КПП 2308258969/230801001
4.08.2020г. N 88-10115/2020
На N__________от_____________
Прокурор г. Севастополя
Павличенко ул, д. 1, г. Севастополь, 299011
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор
Балаклавская ул, д. 8, г. Севастополь, 299011
Генеральная прокуратура РФ
(дислокация в г. Краснодаре)
Пушкина ул, д. 49, г. Краснодар, Краснодарский край, 350063
ГУП г. Севастополя "Водоканал"
Октябрьская ул, д. 4, г. Севастополь, 299011
Межрегиональное управление Роспотребнадзора
по Республике Крым и г. Севастополю
Набережная ул, д. 67, г. Симферополь, Республика Крым, 295022
Межрегиональное управление
Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Республике
Крым и г. Севастополю
Кечкеметская ул, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295000
Департамент по имущественным и
земельным отношениям города Севастополя
Советская ул, д. 9, г. Севастополь, 299011
ГКУ "Управление по эксплуатации
объектов городского хозяйства"
Музыки ул, д. 50, г. Севастополь, 299011
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции направляет для сведения копию определения от 4 августа 2020 года, вынесенного по результатам рассмотрения кассационного представления.
Приложение: копия определения на 7 л.
Судья О.Л. Никольская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.