Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Макаровой Е.В, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ", третье лицо: администрация г. Азова о возмещении материального ущерба, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Азовского городского суда Ростовской области от 12.07.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29.10.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ" о возмещении материального ущерба.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 12.07.2019 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29.10.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене решения и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального права.
По мнению кассатора, судами неверно дана оценка доводам истца о ненадлежащем содержании дорог, чему в материалах дела имеются доказательства, судами не установлено при разрешении спора юридически значимых обстоятельств.
В судебное заседание не явился ФИО1
В судебное заседание не явился представитель МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ".
В судебное заседание не явился представитель администрации г. Азова.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП с участием транспортных средств автомобиля " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак: N, под управлением ФИО5 и автомобиля "данные изъяты" государственный регистрационный знак: N, под управлением ФИО6 В результате данного ДТП автомобилю " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак: N были причинены значительные механические повреждения.
В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ водитель ФИО5 управляя автомобилем "Рено-Сандеро" государственный регистрационный знак: К179ХХ161 по "адрес" нарушила правила проезда перекрестка, не уступила дорогу, и допустила столкновение с автомобилем " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак: N, под управлением водителя ФИО6, после чего автомобиль " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак: N отбросило на стоящий автомобиль " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак: N, принадлежащий ФИО7, который в последствии допустил наезд на стоящий автомобиль " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак: N.
По мнению истца, ДТП произошло в результате того, что в момент ДТП на перекрестке по "адрес" дорожный знак - 2.4 "Уступи дорогу" отсутствовал.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что водитель ФИО5 при отсутствии знаков приоритета должна была руководствоваться требованиям п.13.13 Правил дорожного движения РФ и считать, что двигается по второстепенной дороге. Каких-либо законных оснований считать, что она двигается по перекрестку равнозначных дорог у водителя ФИО5 применительно к требованиям Правил дорожного движения РФ не имелось.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом защита права потерпевшего посредством полного возмещения вреда должна обеспечивать восстановление нарушенного права потерпевшего, но не приводить к неосновательному обогащению.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров РФ от 23 октября 1993 года N 1090: должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Статьей 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу п. 2 ст. 28 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушений требований данного Закона, технических регламентов лицами, осуществляющими ремонт и содержание дорог.
В соответствии со ст. 17 этого же закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. В соответствии с положением п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131 от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" п. 4 ст. 6 ФЗ от 10.12.95 N 196 "О безопасности дорожного движения", п. 6 ст. 13 ФЗ от 08.11.07 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" в редакции действовавшей на момент ДТП: к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Правила применения дорожных знаков регламентируются ГОСТ Р52289-2004. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений, и направляющих устройств" утвержденным приказом Ростехрегулирования от 15.12.04 N 120-СТ, Согласно п.5.3 ГОСТа знаки приоритета применяются для указания очередности проезда перекрестка, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Знак 2.1. "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге.
Знак 2.4 "уступи дорогу" применяется для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге а при наличии таблички 8.13-транспортным средствам, движущимся по главной дороге. При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда перекрестков знак устанавливают перед началом этой полосы. Таким образом, ГОСТ прямо не предусмотрено, что знак 2.4 "Уступите дорогу" должен быть установлен перед каждым перекрестком.
В соответствии с п.5 ст.27 ФЗ N 257: использование автомобильных дорог осуществляется с соблюдением правил дорожного движения, установленных в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения.
В силу п. 13.9 Правил дорожного движения РФ: на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч 3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ - закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 12.07.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29.10.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Макарова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.