Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощников судьи Шатских Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1477/2019 (УИД N 23OS0000-01-2019-001573-19) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кавказ" об оспаривании в части Правил землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района, Генерального плана Выселковского сельского поселения Выселковского района
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Кавказ" на решение Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2019 г. об отказе в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Суслова А.В, представителя административного ответчика Совета муниципального образования Выселковский район и заинтересованного лица администрации муниципального образования Выселковский район Мурадовой О.К, представителя административного ответчика Совета Выселковского сельского поселения Выселковского района Кравченко В.Н, заключение прокурора третьего отдела управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Кавказ" (далее ООО "Кавказ") обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующими:
- Правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района, утвержденные решением XII сессии II созыва Совета Выселковского сельского поселения Выселковского района N 4 от 4 февраля 2011 г. в части отнесения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" к территориальной зоне "производственная деятельность"/"зона производственного и коммунально-складского назначения" (ПР 300), зоне "земельные участки (территории) общего пользования"/"природных территорий" (ПТЗ 1101), а также зоне "транспортных коридоров" (ТЗ 506); земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в исходных (до раздела) границах, в которых в настоящее время расположены участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" к территориальной зоне "производственная деятельность"/"зона производственного и коммунально-складского назначения" (ПР 300), зоне "ритуальная деятельность"/"ритуального назначения" (СНЗ/СЗН 801), а также "зоне сельскохозяйственного использования"/ "сельскохозяйственных угодий" (СХЗ 701);
- Генеральный план Выселковского сельского поселения Выселковского района, утвержденный решением IV сессии II созыва Совета Выселковского сельского поселения Выселковского района N 5 от 25 марта 2010 г. в части отнесения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" к функциональной зоне "зона производственного и коммунально-складского назначения", зоне с особыми условиями использования "СЗЗ объектов специального назначения", а также непоименованной зоне, по своему расположению совпадающей с территориальной зоной "транспортных коридоров"; земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в исходных (до раздела) границах, в которых в настоящее время расположены участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", к функциональной зоне "зона производственного и коммунально-складского назначения", функциональной зоне "зона инженерной инфраструктуры", а также зоне с особыми условиями использования "СЗЗ объектов специального назначения".
В обоснование административного иска указано, что Обществу, как арендатору земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами "данные изъяты", было отказано в приобретении участков в собственность за плату. По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности спорные участки находятся в нескольких территориальных и функциональных зонах, что противоречит положениям земельного и градостроительного законодательства.
Решением Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Полагает, что нарушена процедура принятия и опубликования оспариваемых нормативных актов, поскольку оповещение о начале проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, изменений в них от 2 августа 2018 г, не было опубликовано. Внесенные изменения в правила землепользования и застройки, как и первоначальная редакция Правил, а также Генерального плана, до настоящего времени не размещены в сети Интернет. Судом неправильно применены нормы материального права о возможности установления в пределах одного земельного участка нескольких территориальных и функциональных зон.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором, Советом муниципального образования Выселковский район, администрацией муниципального образования Выселковский район представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Учитывая приведенные нормы, а также положения статьи 8 Устава Выселковского сельского поселения Выселковского района, суд сделал правомерный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме.
Соблюдению процедуры проведения публичных слушаний, порядка опубликования оспариваемых нормативных актов и изменений к ним дана подробная оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с выводами суда о правомерности действий административного ответчика судебная коллегия не усматривает. В материалы дела, в том числе в суд апелляционной инстанции, представлены скриншоты с официального сайта администрации муниципального образования Выселковский район Краснодарского края в сети Интернет viselki.net, подтверждающие размещение оспариваемых нормативных актов, в том числе с изменениями. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика и заинтересованного лица администрации муниципального образования Выселковский район пояснила, что изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки сохранили название "Проект изменений".
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование согласно ГрК РФ представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 ЗК РФ).
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Определение территории общего пользования в документах градостроительного зонирования не предполагает установление в отношении такой территории самостоятельной территориальной зоны и градостроительного регламента.
В судебном заседании установлено и следует из материалов административного дела, что ООО "Кавказ" на основании договоров от 27 февраля 2009 г, заключенных с администрацией муниципального образования Веселовский район, является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах Выселковского сельского поселения.
На основании заявления ООО "Кавказ" от 25 декабря 2018 г. постановлением администрации муниципального образования Выселковский район 23 января 2019 г. была утверждена схема раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 610 500 +/- 6837 кв.м. В результате раздела площадь земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила 385 964+/-435 кв.м, а также были образованы два земельных участка: с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 159 704+/-3497 кв.м, и с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 68 463+/-2289 кв.м, которые были поставлены на кадастровый учет 5 февраля 2019 г.
В соответствии с положениями части 2 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Таким образом, в результате раздела земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 610 500 +/- 6837 кв.м. прекратил свое существование как объект гражданских прав.
15 мая 2019 г. между ООО "Кавказ" и администрацией муниципального образования Выселковский район заключены дополнительные соглашения к договорам аренды от 27 февраля 2019 г. земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", в том числе в части изменения указанной категории земельных участков на "земли населенных пунктов".
23 мая 2019 г. между ООО "Кавказ" и администрацией муниципального образования Выселковский район был заключен новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, в связи с образованием земельного участка путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
1 июля 2019 г. был заключен аналогичный договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" категории земель: земли населенных пунктов.
7 августа 2019 г. заключено дополнительное соглашение N 2977 к договору аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с учетом изменения его характеристик в виде площади с 610 500 кв.м на 385 964 кв.м.
Ответом от 5 июля 2019 г. администрацией муниципального образования Выселковский район административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в собственность без торгов по основаниям, предусмотренным пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ в связи с его нахождением в зонах улично-дорожная сеть, производственная деятельность ПР 301, в которых не предусмотрено использование земельного участка с установленным видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
5 августа 2019 г. администрацией муниципального образования Выселковский район отказано в предоставлении ООО "Кавказ" в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 385 964 кв.м в связи с необходимостью резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса РФ. Указано, что в соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса РФ будет произведен раздел данного земельного участка путем образования нового земельного участка ориентировочной площадью 15 га, с внесением изменений в документы территориального планирования и Правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения. Также в ответе указано на возможность использования земельного участка для целей сельскохозяйственного производства.
С данными отказами в предоставлении земельных участков в собственность административный истец связывает нарушение своих прав.
Согласно выпискам из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), а также представленным по запросу суда апелляционной инстанции фрагментам карты Генерального плана земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" находится в зоне производственной деятельности, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - в зоне ритуального назначения, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - в зоне сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта станицы Выселки, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - в зонах производственная деятельность, земельные участки (территории) общего пользования.
Из имеющихся в материалах дела выписок из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), а также представленных по запросу суда апелляционной инстанции фрагментов карты градостроительного зонирования ст. Выселки земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" находится в зоне промышленности (ПР 301), земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - в зоне ритуальной деятельности, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - в зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенного пункта станицы Выселки, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - в зонах промышленности, земельные участки (территории) общего пользования.
Представитель Совета муниципального образования Выселковский район и заинтересованного лица администрации муниципального образования Выселковский район в судебном заседании пояснила, что данные функциональные и территориальные зоны были установлены в первоначальной редакции Генерального плана (25 марта 2010 г.) и Правил землепользования и застройки (4 февраля 2011 г.). Последующие изменения в указанные нормативные акты не касались спорных земельных участков. В 2019 г. после раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" были устранены нарушения в части нахождения земельного участка в нескольких территориальных и функциональных зонах.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" расположены каждый в одной территориальной зоне. То есть в настоящее время после произведенного раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по заявлению административного истца устранены нарушения положений Градостроительного кодекса РФ.
Нахождение земельного участка "данные изъяты" согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах, если одна из данных зон фактически определяет границы территории общего пользования, не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет. В данном случае оснований полагать, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в двух территориальных зонах, не имеется. Кроме того, в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности указано, что в отношении части земельного участка установлена одна территориальная зона - зона промышленности, а в отношении части земельного участка, отнесенной к территории общего пользования, градостроительные регламенты не распространяются.
Территориальное планирование не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, а также требованиям части 2 статьи 85 ЗК РФ и части 4 статьи 30 ГрК РФ о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне исходя из следующего.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кавказ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.