Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Колпаковой А.В, Катанаевой А.С, при секретаре Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 07OS0000-01-2020-000002-07 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кардинал - 2000" о признании не действующими пункта 573 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, утверждённого распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 728-рп от 18 декабря 2017 г, пункта 564 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, утверждённого постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 271-ПП от 29 декабря 2018 г, по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 февраля 2020 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, объяснения представителей административного истца - Жемухова Р.Б, Берова Т.М, представителя Правительства Кабардино-Балкарской Республики и заинтересованного лица Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - Лигидова А.К, заключение заместителя начальника третьего отдела (апелляционно-кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 728-рп от 18 декабря 2017 г. утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости (далее - перечень на 2018 г, Перчень).
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской республики N 271-ПП от 29 декабря 2018 г. утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости (далее - перечень на 2019 г, Перечень).
Согласно пунктам 573, 564 перечня на 2018 г, перечня на 2019 г, соответственно, в них включено отдельно стоящее нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", с кадастровым номером: "данные изъяты".
Общество с ограниченной ответственностью "Кардинал-2000", являющееся собственником здания, обратилось в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением о признании не действующими приведенных пунктов, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечени объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 февраля 2020 г. административные исковые требования удовлетворены.
Признан не действующим со дня принятия перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённый распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 728-рп от 18 декабря 2017 г, в части включения в него под пунктом 573 вышеуказанного здания.
Признан не действующим со дня принятия перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённый постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 271-ПП от 29 декабря 2019 г, в части включения в него под пунктом 564 вышеуказанного здания.
С Правительства Кабардино-Балкарской Республики в пользу административного истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу административного искового заявления, в размере 9000 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик Правительство Кабардино-Балкарской Республики просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, уточнив в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции позицию относительно взыскания судебных расходов указанием на то, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики не наделено правами юридического лица, не является получателем денежных средств на обеспечение его деятельности, не имеет лицевого счета.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на данные доводы, заключение заместителя начальника третьего отдела (апелляционно-кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Кабардино-Балкарской Республики с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания перечней на 2018 г. и на 2019 г. в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном включении здания, принадлежащего административному истцу, в оспариваемые перечни.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
В силу требований пункта 2 положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 марта 2015 N 53-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" (далее- Положение), перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяется Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводит Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - уполномоченный орган) (пункт 3 Положения).
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости реализуются посредством: 1) межведомственного взаимодействия уполномоченного органа с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Кабардино-Балкарской Республике, органами государственной власти Кабардино-Балкарской республики, органами местного самоуправления; 2) запросов уполномоченным органом сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; 3) обследований объектов недвижимости (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 22 Положения уполномоченный орган в течение текущего календарного года формирует перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования.
Ежегодно до 1 октября текущего календарного года уполномоченный орган осуществляет подготовку, согласование в установленном порядке и внесение на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики проекта распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики об утверждении перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно письменным объяснениям административного ответчика (т. 1 л.д. 57-62), подтверждённым его представителем в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, здание, принадлежащее административному истцу, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования "для производственных целей", включено в перечни исходя из присвоенного юридическому лицу кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) 96.01 "Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий". Административный ответчик также указал, что фактическое использование здания соответствовало присвоенному коду экономической деятельности юридического лица.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции от административного ответчика дополнительно истребованы документы, послужившие основанием для включения спорного здания в перечни.
Из представленных суду апелляционной инстанции письменных объяснений административного ответчика следует, что перечни на 2018 г. и 2019 г. сформированы Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики на основании ежегодно представляемых Управлением Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике перечней объектов недвижимого имущества, выгруженного из базы данных Автоматизированной информационной системы Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с составом сведений, определённом Федеральной налоговой службой России.
Обследование фактического использования спорного здания проведено на основании приказа уполномоченного органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики от 30 сентября 2019 г. N 100 "Об утверждении состава комиссии по обследованию фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения".
Как следует из выписки перечня объектов недвижимости, представленного, согласно объяснениям административного ответчика, Управлением Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике, копия которого представлена суду апелляционной инстанции, в отношении спорного здания указаны следующие сведения: его кадастровый номер, адрес, вид: "здание", назначение: "нежилое здание", наименование: "основное здание с мансардой и подвалом", дата постановки на кадастровый учет "05.12.2013", площадь "1468, 9", его кадастровая стоимость на 2017 г. и 2018 г.
Иных документов, являвшихся при формировании оспариваемых перечней источниками сведений о спорном объекте недвижимости в целях его квалификации как отвечающего требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, технической документации, сведений Единого государственного реестра недвижимости, стороной административного ответчика суду апелляционной инстанции не представлено.
Согласно копии акта обследования фактического использования спорного здания от 3 октября 2019 г, представленного суду апелляционной инстанции, обследование проведено 2 октября 2019 г.
При таких обстоятельствах, поскольку обследование здания проведено позже принятия оспариваемых перечней, его результаты, сами по себе, не могут служить основанием для вывода о правомерности его включения как в перечень на 2018 г, так и в перечень на 2019 г, и не являются предметом судебной оценки по настоящему делу.
Между тем, материалами административного дела подтверждается, что спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", с видом разрешенного использования "Для производственных целей", наименование которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 1 июля 2004 г, здание имеет наименование "нежилое", использование: "по назначению".
Согласно данным экспликации к поэтажному плану здания, отраженным в техническом паспорте, в его состав входят следующие помещения: "химчистка", "основное", "санузел", "котельная", "коридор", "лестничная клетка", "кухня", "зал", "душевые", "кладовая", "топочная", "парикмахерская", "тренажёрный зал", "холл", "кабинет", "комната отдыха", "парилка", "бассейн", "предбанник", "раздевалка", "балкон".
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.
Вместе с тем по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Однако суду не представлено сведений о размере помещений, используемых в спорном здании для оказания бытовых услуг физическим лицам.
Напротив, в материалы дела представлены копии договоров аренды помещений с назначением "химчистка", площадью 201, 5 кв.м. и ряда иных помещений, расположенных на первом этаже (общей площадью 466 кв.м.), заключенных собственником здания на период 2018 г. и 2019 г. с индивидуальными предпринимателями, а также копии договоров, заключенных названными индивидуальными предпринимателями с юридическими лицами (заказчиками) по предоставлению услуг по химической чистке и стирке изделий заказчиков.
Изложенное указывает на использование соответствующих помещений, в том числе с назначением "химчистка", спорного здания в целях осуществления предпринимательской деятельности, не связанной с бытовым обслуживанием граждан.
Помещения с назначением "кабинет" не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин "кабинет" равным по значению термину "офис" не является.
Данных о назначении, разрешённом использовании или наименовании иных помещений спорного здания, предусматривающих размещение объектов, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, общая площадь которых бы составила не менее 20 процентов общей площади этого здания, в материалах административного дела не содержится.
Оценивая позицию административного ответчика о включении спорного здания в оспариваемые перечни на основании присвоенного юридическому лицу кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) 96.01 "Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий", судебная коллегия исходит из того, что нормами статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен такой источник сведений для квалификации объектов недвижимости, как подпадающих под действие названной статьи, как присвоенный владельцу соответствующего здания, помещения код экономической деятельности, используемый в иных нормативно закреплённых целях, отличных от целей налогообложения имущества.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Представленными суду доказательствами подтверждено, что при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением о признании не действующими двух нормативных правовых актов, административным истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины, в общей сумме 9000 руб. (подпункт 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 февраля 1999 N5-РЗ "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" не содержит положений, регламентирующих организационно-правовую форму Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Финансовое обеспечение деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики организуется и непосредственно осуществляется за счет республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики Управлением делами Главы и Правительства Кабардино-Балкарской Республики (статья 40 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20 февраля 1999 N5-РЗ "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики", пункт 1 Положения об Управлении делами Главы и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, утверждённого Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2010 г. N 163-УП).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости дополнения резолютивной части решения суда указанием на взыскание с Правительства Кабардино-Балкарской Республики судебных расходов по уплате государственной пошлины за счет казны Кабардино-Балкарской Республики (статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 февраля 2020 г. указанием на взыскание с Правительства Кабардино-Балкарской Республики судебных расходов по уплате государственной пошлины, в размере 9 000 руб. за счет казны Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.