Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу законного представителя Муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - МУПВ "ВПЭС") директора Тодорова А.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю N 504 от 15 августа 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 декабря 2019 года, решение судьи Приморского краевого суда от 18 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, в отношении МУПВ "ВПЭС", у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю N 504 от 15 августа 2019 года МУПВ "ВПЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 декабря 2019 года постановление должностного лица N 504 от 15 августа 2019 года оставлено без изменения, жалоба защитника МУПВ "ВПЭС" Бокиевца С.С. без удовлетворения.
Решением судьи Приморского краевого суда от 18 февраля 2020 года решение судьи районного суда от 17 декабря 2019 года оставлено без изменений, жалоба защитника МУПВ "ВПЭС" Бокиевца С.С. без удовлетворения.
В жалобе законный представитель МУПВ "ВПЭС" директор Тодоров А.И. просит отменить постановление должностного лица и вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях МУПВ "ВПЭС".
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Ответственность по статье 6.4 КоАП РФ установлена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
В силу статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Пунктом 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 N 64 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", установлены предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, приведенные в Приложении N 3, которые для жилых комнат квартир в дневное время - 40 дБа, в ночное время - 30 дБа.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ закреплено, что условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.
Из материалов дела следует, что при анализе результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы N 171/7.2 от 7 марта 2019 года и протокола измерений физических факторов N 231-ф от 5 февраля 2019 года, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае", проведенного в рамках административного расследования в отношении МУПВ "ВПЭС" должностным лицом управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на основании письменного обращения заявителя выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых зданий и помещений, а именно: в квартире жильца 1-го этажа, расположенной по адресу: "адрес" проводились инструментальные измерения уровня шума при работе инженерного оборудования, установленного в подвальном помещении (тепловой узел, тепловая сеть Ф69-273) и лифтового оборудования данного жилого дома. При этом измеренные уровни шума, проникающие в квартиру заявителя по вышеуказанному адресу, превышают предельно-допустимые уровни для дневного времени: на 8 дБ и ночного времени на 18 дБ, что оказывает негативное влияние на условия проживания данного жильца в указанном жилом помещении. При анализе лабораторных исследований установлено, что в наибольшей степени повышенный уровень шума происходит из-за работы тепловой сети Ф69-273, находящейся в хозяйственном ведении МУПВ "ВПЭС" на основании распоряжения Управления муниципальной собственности администрации г. Владивостока N 280 от 24 ноября 2009 года, что является нарушением требований пункта 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Фактические обстоятельства совершенного МУПВ "ВПЭС" административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 4 апреля 2019 года; ответом МУПВ "ВПЭС" от 15 февраля 2019 года, согласно которому в подвале жилого дома по "адрес", размещено инженерное оборудование, принадлежащее МУПВ "ВПЭС": тепловая сеть Ф69-273, протяженностью 97, 4 м; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений N 55 от 4 марта 2019 года; протоколом измерений физических факторов N 231-ф от 5 марта 2019 года; экспертным заключением N171/7.2 от 7 марта 2019 года и иными материалами, оцененными нижестоящими судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия МУПВ "ВПЭС" правильно квалифицированы по статье 6.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что представленные в материалы дела об административном правонарушении доказательства вины МУПВ "ВПЭС" добыты с нарушением требований законодательства и не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими превышение предельно-допустимого уровня шума в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", являются несостоятельными и аналогичны доводам, указанным защитником МУПВ "ВПЭС" в судебном заседании при рассмотрении жалобы на решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока. Они обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в решении судьи от 18 февраля 2020 судьи и оснований не согласиться с ними, не имеется.
Как установлено в ходе производства по делу, 4 апреля 2019 года в присутствии двух понятых и представителя МУПВ "ВПЭС" Козырева А.А. произведен осмотр подвального помещения жилого дома "адрес", в котором находилась тепловая сеть Ф69-273, находящаяся в хозяйственном ведении МУПВ "ВПЭС", о чем составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 55 от 4 марта 2019 года, а 5 марта 2019 года составлен протокол измерений физических факторов N 231-ф, который на основании статьи 26.2 КоАП РФ относится с иным доказательствам по делу. При этом замечаний со стороны представителя МУПВ "ВПЭС" в протокол осмотра помещений N 55 от 4 февраля 2019 года заявлено не было.
Согласно протоколу измерений физических факторов N 231-ф от 5 марта 2019 года исследования в квартире N 7 дома 48 по улице Тунгусская в городе Владивостоке проводились уполномоченными специалистами аккредитованной организации - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" в соответствии с утвержденной методикой, установленной нормативными документами: СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий на территории жилой застройки", на основании МР 4.3.0008-10 "Применение акустических калибраторов шумомеров и оценка неопределенности измерений", и требованиями ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 и ГОСТ 23337-2014.
Результаты проведенного исследования уровня шума отражены специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" в протоколе измерений физических факторов N 231-ф от 5 марта 2019 года. Оснований сомневаться в их объективности и достоверности, не имеется.
Доказательства, представленные в материалы дела, являлись достаточными для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела и установления вины МУПВ "ВПЭС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы законного представителя МУПВ "ВПЭС" директора Тодорова А.И. не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления и вступивших в законную силу судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела.
Постановление должностного лица административного органа вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 6.4 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу нижестоящими судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю N 504 от 15 августа 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 декабря 2019 года, решение судьи Приморского краевого суда от 18 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, в отношении МУПВ "ВПЭС" оставить без изменения, жалобу законного представителя МУПВ "ВПЭС" директора Тодорова А.И. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.