Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу директора ООО "РусАвто" Артамонова Д.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела Дальневосточного межрегионального УГАДН Ространснадзора от 5 ноября 2019 года, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 30 января 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 12 марта 2020 года в отношении ООО "РусАвто" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением заместителя начальника отдела Дальневосточного межрегионального УГАДН Ространснадзора от 5 ноября 2019 года юридическое лицо - ООО "РусАвто" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 30 января 2020 года назначенное ООО "РусАвто" наказание снижено по правилам частей 3.2 и 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ до "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 12 марта 2020 года решение судьи районного суда дополнено указанием на реквизиты для оплаты штрафа.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, директор ООО "РусАвто" Артамонов Д.В. просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, как незаконные.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 12.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организованную перевозку группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к. эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Основные положения), техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года 1177 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами (далее - Правила перевозки), которые определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов (далее - группа детей), автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.
Пунктом 3 указанных Правил (в части требований, действующих на момент возникновение обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) установлено, что для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Пункт 4 Правил перевозки предусматривает, что для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов у водителя, в том числе: - копия или оригинал договора фрахтования, заключенного в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования; список (списки) всех пассажиров, включающий: детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста или даты рождения каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), пунктов посадки и (или) высадки каждого ребенка, - в случае если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута); назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона); документ, содержащий порядок посадки пассажиров, в том числе детей, в автобус (по документам, в том числе по служебному удостоверению, по путевке, по карте учащегося и (или) в соответствии со списком (списками) пассажиров, удостоверяющим их право на проезд), установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или-" иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок содержится в договоре фрахтования; программа маршрута, включающая в себя график движения с расчетным временем перевозки.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 13 сентября 2019 года по адресу: "адрес" ООО "РусАвто" на автобусе марки " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак N осуществляло организованную перевозку группы детей с нарушением приведенных выше норм. Так, автобус не соответствовал по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозке пассажиров, у водителя отсутствовали: договор фрахтования; список детей; список назначенных сопровождающих; документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, а также график движения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15 октября 2019 года N 014052, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13. сентября 2019 года, актом результатов планового осмотра N 803 от 13 сентября 2019 года, фототаблицей, путевым листом автобуса, выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения и установлено, что перевозка детей осуществлялась с нарушением пункта 4 Правил перевозки, а именно: у водителя отсутствовал договор фрахтования, документ, содержащий порядок посадки в автобус, график движения, а также отсутствовали списки детей и назначенных сопровождающих, что также запрещено указанным пунктом Правил перевозки и в силу диспозиции части 4 статьи 12.23 КоАП РФ самостоятельно образует состав указанного административного правонарушения.
Нашло свое подтверждение и нарушение перевозчиком требований пункта 3 Правил перевозки, запрещающего при организованной перевозке группы детей использовать автобус, который не соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров.
Пунктом 22.6 Правил дорожного движения установлено, что организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "перевозка детей".
Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку детей, не должна превышать 60 км/ч (пункт 10.3 Правил дорожного движения).
В силу пункта 8 Основных положений на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, должен быть установлен опознавательный знак "ограничение скорости" в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра).
Представленным в материалы дела актом N 803 от 13 сентября 2019 года подтверждено, что в нарушение указанных положений Правил дорожного движения и Основных положений автобус марки "DAEWOO" государственный регистрационный знак В 852 МО не был обозначен знаками "перевозка детей" и "ограничение скорости", что свидетельствует о несоответствии транспортного средства установленным техническим требованиям к транспортным средствам, осуществляющим перевозку пассажиров.
Изложенное в своей совокупности повлекло обоснованное привлечение ООО "РусАвто" к административной ответственности по части 4 статьи 12.23 КоАП РФ.
Вынесенные в отношении юридического лица акты законны, содержащиеся в них выводы мотивированы.
Событие правонарушения в постановлении административного органа описано полно, в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами дела применительно к диспозиции части 4 статьи 12.23 КоАП РФ и отражает все допущенные в ходе организованной перевозки детей автобусом нарушения. Вынесенное постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции, снизив размер назначенного штрафа до 50 000 рублей, фактически предоставил юридическому лицу возможность уплатить штраф в льготном исчислении в порядке части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ, не свидетельствуют о неправильном рассмотрении дела судьей, в том числе применении правил о назначении наказания. В данном случае суд руководствовался положениями статьи 4.1 КоАП РФ и исходил из конституционного принципа индивидуализации наказания. Кроме того, ООО "РусАвто" утратило право на оплату штрафа в льготном размере.
Постановление о привлечении ООО "РусАвто" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Уточнение районным судом места совершения административного правонарушения, которым обоснованно признано место нахождения юридического лица на момент совершения правонарушения, на изменение подведомственности и подсудности рассмотрения дела не повлияло.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление заместителя начальника отдела Дальневосточного межрегионального УГАДН Ространснадзора от 5 ноября 2019 года, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 30 января 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 12 марта 2020 года в отношении ООО "РусАвто" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО "РусАвто" Артамонова Д.В. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.