Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в п. Охотск Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Мурукина Е.В. на вступившее в законную силу решение судьи Охотского районного суда Хабаровского края от 8 октября 2019 года в отношении Альшанского В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в поселке Охотск Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Мурукина Е.В. от 25 июля 2019 года N 9783/265-19 должностное лицо - капитан судна МБ-6121 Альшанский В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Постановлением государственного инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в поселка Охотск Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Мурукина Е.В. от 25 июля 2019 года N 9783/266-19 должностное лицо - капитан судна МБ -6121 Альшанский В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями административного органа, Альшанский В.Н. обратился с жалобами в Охотский районный суд Хабаровского края.
Определением судьи от 30 сентября 9 октября 2019 года жалобы объединены в одно производство по основанию наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости назначения одного наказания в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Решением судьи Охотского районного суда Хабаровского края от 8 октября 2019 года (с учетом определения судьи Охотского районного суда Хабаровского края от 9 октября 2019 года) постановления административного органа от 25 июля 2019 года N 9783/265-19 и N 9783/266-19, вынесенные в отношении Альшанского В.Н. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, отменены с прекращением производства по делу в связи с истечением срока давности.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 4 статьи 30.12 КоАП РФ, государственный инспектор по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в поселке Охотск Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Мурукин Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, вынесенного при неправильном применении норм материального права, оставлении без изменения вынесенных им постановлений.
Альшанский В.Н. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещен о подаче данной жалобы, возражений не представил.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О государственной границе" (далее - Закон о Государственной границе) капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые передают данную информацию в пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.
Неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов. Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 4 и 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 341 утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее - Правила уведомления), которые устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море в том числе российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств.
Уведомление такими судами направляется по форме согласно приложению N 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море. Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте (пункт 4 Правил уведомления).
При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море (пункт 15 Правил уведомления).
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно составленному протоколу об административном правонарушении N9783/265-19 от 13 июня 2019 года, Альшанский В.Н, являясь капитаном судна МБ-6121, при осуществлении перехода из порта Владивосток в порт Охотск без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, в период с 19 часов 42 минуты по 21 час 42 минуты 31 мая 20919 года по Хабаровскому времени в пределах географических координат: от 53о34?55? северной широты 141о15?14? восточной долготы до 53о47?29? северной широты 140о53?2? восточной долготы пересек Государственную границу Российской Федерации без предварительного, не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, уведомления пограничного органа о намерении осуществить неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации, а также ее фактическом пересечении на море.
В соответствии с протоколом N 9783/266-19 от 13 июня 2019 года, капитан судна МБ-6121 Альшанский В.Н. при осуществлении перехода из порта Владивосток в порт Охотск без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, в период с 21 часа 42 минут по 23 часа 42 минуты 31 мая 2019 года по Хабаровскому времени в пределах географических координат: от 53о47?29? северной широты 140о53?22? восточной долготы до 54о00?00? северной широты 140о30?12? восточной долготы пересек Государственную границу Российской Федерации без предварительного, не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, уведомления пограничного органа о намерении осуществить неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации, а также при ее фактическом пересечении на море.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вывода государственного инспектора о нарушениях капитаном судна Альшанским В.Н. положений пунктов 4, 5 статьи 9.1, статьи 9 Закона о Государственной границе, а также пунктов 4, 15 Правил уведомления и привлечения Альшанского В.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ на основании указанных выше постановлений с назначением по каждому из них самостоятельного наказания.
Проверяя законность постановлений о назначении наказания, судья Охотского районного суда Хабаровского края пришел к выводу о том, что временем вмененного в вину Альшанскому В.Н. административного правонарушения, совершенного в форме бездействия, следует считать 16 часов 50 минут 23 мая 2019 года - крайний срок подачи уведомления о пересечении Государственной границы перед рейсом, в который рыболовецкое судно вышло 23 мая 2019 года в 20 часов 50 минут, а также о том, что уведомление о намерении пересечь Государственную границу подается однократно - перед убытием из порта, обязанности подавать такое уведомление перед каждым пересечением Государственной границы в течение одного рейса Правила уведомления не предусматривают. Сделав данные выводы, судья признал постановления о назначении наказаний от 25 июля 2019 года вынесенными за пределами срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, прекратив производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Между тем выводы судьи районного суда не могут быть признаны верными.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона о Государственной границе пересечение Государственной границы лицами, является составляющей режима Государственной границы Российской Федерации.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в нарушении лицами и (или) транспортными средствами правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Следовательно, событие административного, ответственность за совершение которого установлена санкцией части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, состоит в нарушении режима Государственной границы и совершается в момент ее пересечения гражданином или транспортным средством в нарушение установленных правил и требований.
Из обстоятельств дела следует, что Государственная граница рыболовецким судном МБ-6121 была пересечена на выход из территориальных вод Российской Федерации 31 мая 2019 года и на вход 31 мая 2019 года.
Срок давности привлечения лица за совершение в указанные даты правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек 31 июля 2019 года. Постановления вынесены 25 июля 2019 года, то есть в пределах срока давности, что свидетельствует об ошибочности выводов судьи районного суда, повлекших необоснованное прекращение производства по делу.
Нельзя согласиться и с суждением судьи о том, что рассматриваемые по настоящему делу нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, допущенные при переходе между морскими портами Российской Федерации без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, образуют состав одного правонарушения.
Административная ответственность по статье 18.1 КоАП РФ наступает в каждом случае нарушения установленного режима Государственной границы Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ определено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Назначение одного административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений возможно только при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, то есть в случаях и при условиях, предусмотренных частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ
В рассматриваемом случае не имелось оснований ни для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, ни для вывода о том, что по факту выявленных нарушений надлежало вынести одно постановление о назначении одного наказания.
Одновременное выявление указанных нарушений само по себе к иному выводу не приводит.
Допущенные судьей районного суда ошибки в применении норм материального и процессуального права в конкретных обстоятельствах привели к фундаментальному нарушению подлежащих применению при разрешении дела норм КоАП РФ, повлиявшему на исход дела.
Иные доводы жалобы государственного инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в поселке Охотск Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Мурукина Е.В. направлены на переоценку выводов судьи о вине капитана Альшанского В.Н, о нарушениях фундаментального характера не свидетельствуют и изменение решения не влекут, так как по истечении срока давности привлечения лица к административной ответственности правильность выводов о невиновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, ставиться под сомнение не может.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей районного суда существенных нарушений путем возвращения дела на новое рассмотрение в суд, поскольку в силу положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждению не подлежит.
На основании пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ решение судьи Охотского районного суда Хабаровского края от 8 октября 2019 года подлежит изменению путем исключения из него выводов о том, что срок давности привлечения лица к административной ответственности истек 23 июля 2019 года и вмененные в вину нарушения образует один состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, за совершение которого надлежит назначить одно наказание.
В остальной части, включая правовое основание прекращения производства по делу, решение судьи Охотского районного суда Хабаровского края от 8 октября 2019 года, следует оставить без изменения.
Вынесение решения, которым бы отменялось решение судьи районного суда и оставлялись без изменения постановления административного органа от 25 июля 2019 года, о чем просит в жалобе государственный инспектор, положениями статьи 30.17 КоАП РФ не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
жалобу государственного инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий в п. Охотск Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Мурукина Е.В. - удовлетворить частично.
Решение судьи Охотского районного суда Хабаровского края от 8 октября 2019 года (с учетом определения от 9 октября 2019 года) изменить.
Исключить выводы о том, что срок давности привлечения лица к административной ответственности по делу истек 23 июля 2019 года и вмененные в вину нарушения образует один состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, за совершение которого надлежит назначить одно наказание.
В остальной части решение судьи Охотского районного суда Хабаровского края от 8 октября 2019 года оставить без изменения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.