Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Королевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Быковского А.С. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 12 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Быковского А.С, Попова Р.И. и Васильева С.И. к Думе закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области о признании незаконным постановления от 28 июня 2019 года N 56, возложить обязанность провести заседание Думы в установленном законом порядке и в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Быковский А.С, Попов Р.И. и Васильев С.И. обратились в Благовещенский городской суд Амурской области с административным иском к Думе закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области (далее - Дума ЗАТО Циолковский Амурской области) о признании незаконным постановления от 28 июня 2019 года N 56, возложить обязанность провести заседание Думы в установленном законом порядке и в соответствии с действующим законодательством. В обоснование заявленных требований указали, что 28 июня 2019 года депутатами представительного органа местного самоуправления Думы ЗАТО Циолковский Амурской области шестого созыва ФИО3, ФИО1 и ФИО2 были поданы заявления об отставке по собственному желанию. В этот же день, Думой ЗАТО Циолковский Амурской области было вынесено постановление, согласно которому полномочия вышеуказанных депутатов Думы ЗАТО Циолковский Амурской области прекращены досрочно. Данное постановление, принятое Думой ЗАТО Циолковский Амурской области от 28 июня 2019 года N 56, является незаконным и нарушает права и свободы административных истцов, гарантированные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3), а также Уставом ЗАТО Циолковский Амурской области. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 регламента Думы ЗАТО Циолковский Амурской области "депутату Совета обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, Уставом ЗАТО Углегорск и настоящим Регламентом".
Согласно статье 20 Устава ЗАТО Циолковский Амурской области, формами депутатской деятельности депутата Думы ЗАТО Циолковский Амурской области являются: участие в заседаниях Думы ЗАТО Циолковский Амурской области; участие в работе постоянных комиссий, временных, согласительных комиссий, депутатских групп, фракций, создаваемых в соответствии с настоящим Уставом; выполнение поручений Думы ЗАТО Циолковский Амурской области; участие в депутатских слушаниях; обращение с депутатским запросом; работа с избирателями. Принимая постановление от 28 июня 2019 года N 56, ответчик в нарушение вышеизложенной нормы, пренебрёг правами административных истцов и лишил их права на депутатскую деятельность. Административные истцы не были извещены о дате, времени и месте заседания, тем самым не смогли принять участия в заседании Думы ЗАТО Циолковский Амурской области, что является не допустимым и подлежит судебной защите в соответствии со статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Также, оспариваемое, постановление было принято Думой ЗАТО Циолковский Амурской области незаконно и подлежит отмене, как принятое с нарушениями действующего законодательства (нарушен Регламент Думы ЗАТО Циолковский Амурской области, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3, а также Устав ЗАТО Циолковский Амурской области). Административным ответчиком были допущены следующие нарушения: в соответствии со статьёй 12 Регламента Думы ЗАТО Циолковский Амурской области в начале каждого заседания обсуждается и принимается повестка дня. Повестка принимается "в целом" путём открытого голосования большинством голосов от присутствующих на заседании. Изменения утверждённой повестки дня в ходе заседания принимаются 2/3 голосов от числа присутствующих на заседании. Вопрос "О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы ЗАТО Циолковский Амурской области" в повестке отсутствовал.
Таким образом, рассмотрение и голосование по вопросу не производилось. В соответствии со статьёй 17 Регламента Думы ЗАТО Циолковский Амурской области председатель подписывает принятые постановления, а также протоколы заседаний и иные документы. В соответствии со статьёй 17 Регламента Думы ЗАТО Циолковский Амурской области протокол заседания оформляется на основе письменного и устного выступлений. Протокол подписывается председателем и исполнителем - секретарем. Таким образом, при принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы ЗАТО Циолковский Амурской области ФИО2, ФИО3 и ФИО1 с момента внесения указанных заявлений в Думу ЗАТО Циолковский Амурской области, а именно с 17 часов 25 минут 28 июня 2019 года депутаты ФИО1 действующий как председатель Думы ЗАТО Циолковский Амурской области, и ФИО3 действующая как секретарь - исполнитель не могли подписывать официальные документы Думы ЗАТО Циолковский Амурской области, так как было принято решение о досрочном прекращении их полномочий. Согласно статье 31 Устава ЗАТО Циолковский Амурской области заседания Думы ЗАТО Циолковский Амурской области являются его основной формой работы как коллегиального выборного органа местного самоуправления. На заседаниях Думы ЗАТО Циолковский Амурской области рассматриваются и решаются вопросы, отнесённые к его компетенции федеральными законам, законами Амурской области, настоящим Уставом, принимаются решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории ЗАТО Циолковский амурской области, а также по вопросам организации деятельности Думы ЗАТО Циолковский Амурской области.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 20 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 12 ноября 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом Быковским А.С. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 26 мая 2020 года, через Благовещенский городской суд Амурской области 14 мая 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности и принятии нового решения по делу.
Лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, находящихся в исключительной компетенции данных органов.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно Закону Амурской области от 23 декабря 2005 года N 127-ОЗ "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области" (далее - Закон Амурской области от 23 декабря 2005 года N 127-ОЗ) ЗАТО Циолковский Амурской области является муниципальным образованием со статусом городского округа.
Решением Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск Амурской области от 20 декабря 2005 года N 121 принят Устав ЗАТО Циолковский Амурской области.
Частью 2 статьи 9 Устава ЗАТО Циолковский Амурской области установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют: Дума ЗАТО Циолковский Амурской области - представительный орган муниципального образования; глава ЗАТО Циолковский Амурской области - глава муниципального образования, администрация ЗАТО Циолковский Амурской области - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; контрольно-счётная палата ЗАТО Циолковский Амурской области - контрольный орган муниципального образования.
Постановлением Думы ЗАТО Циолковский Амурской области от 13 мая 2019 года N 42 утверждён Регламент Думы ЗАТО Циолковский Амурской области.
Из части 1 статьи 18 Устава ЗАТО Циолковский Амурской области, статьи 1, части 1 статьи 3 Регламента Думы ЗАТО Циолковский Амурской области следует, что представительный коллегиальный орган местного самоуправления - Дума ЗАТО Циолковский Амурской области состоит из 10 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах сроком на 5 лет в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут быть прекращены досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 2 пункта 1 статьи 33 Устава ЗАТО Циолковский Амурской области.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пункта 3 статьи 33 Устава ЗАТО Циолковский Амурской области, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 28 июня 2019 года, после рассмотрения повестки заседания Думы ЗАТО Циолковский Амурской области председателю ФИО1 поступили письменные заявления депутатов ФИО2 и ФИО3 об отставке по собственному желанию и сложении депутатских полномочий. После оглашения поступивших заявлений депутатов, председатель Думы ЗАТО Циолковский Амурской области ФИО1 внёс заявление об отставке по собственному желанию и сложении полномочий председателя Думы ЗАТО Циолковский Амурской области шестого созыва.
Из протокола заседания Думы ЗАТО Циолковский Амурской области от 28 июня 2019 года N 25 следует, что на заседании присутствовало 6 депутатов из 9 избранных (кворум имелся), председательствующий ФИО1 - председатель Думы ЗАТО Циолковский Амурской области, секретарь ФИО3 - депутат Думы ЗАТО Циолковский Амурской области, присутствовали депутаты ФИО2, Быковский А.С, ФИО4 и Васильев С.И.
Постановлением Думы ЗАТО Циолковский Амурской области от 28 июня 2019 года N 56 полномочия депутатов ФИО2, ФИО3 и ФИО1 признаны прекращёнными с момента внесения заявлений в Думу ЗАТО Циолковский Амурской области, а именно с 17 часов 25 минут 28 июня 2019 года.
Отказывая в удовлетворении административных требований, оценивая представленные доказательства, Благовещенский городской суд Амурской области, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что полномочия депутатов ФИО2, ФИО3 и ФИО1 были прекращены в установленном законом порядке, в связи с их отставкой по собственному желанию 28 июня 2019 года. Кроме того, нарушения прав административных истцов, которые на момент подачи иска являлись депутатами Думы ЗАТО Циолковский Амурской области, оспариваемым постановлением отсутствуют, данным постановлением затрагиваются права депутатов ФИО2, ФИО3 и ФИО1 в отношении которых вынесено решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы ЗАТО Циолковский Амурской области.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, повторяют позицию административных истцов в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Быковского А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.