Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Амурской области Кутузова В.А. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 25 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 19 декабря 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Кириленко А.О. к ФСИН России, УФСИН России по Амурской области об оспаривании отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Кириленко А.О. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 28 августа 2018 года N 18, и возложении обязанности поставить на учет с составом семьи в количестве 4-х человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта 8 августа 2018 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 8 августа 2018 года она обратилась в УФСИН России по Амурской области с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов семьи - супруга и двоих несовершеннолетних детей. Согласно выписке из протокола N 18 от 28 августа 2018 года заседания территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области ей отказано в постановке на данный учет в связи с получением ранее ее матерью, членом семьи которой она являлась, государственного жилищного сертификата.
Данное решение заявитель считает незаконным, поскольку участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы являлась ее мать, она же, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеет самостоятельное право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, и получение ее матерью сертификата не может ограничивать данное право.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 12 августа 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц - Кириленко М.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, территориальная комиссия УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - территориальная комиссия).
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 25 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 19 декабря 2019 года, административный иск Кириленко А.О. удовлетворен частично, отказ Кириленко А.О. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признан незаконным, на УФСИН России по Амурской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кириленко А.О. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Суды нижестоящих инстанций исходили из того, что в 2008 году именной жилищный сертификат на приобретение жилья был предоставлен матери Кириленко А.О. - ФИО1, которая ранее проходила службу в ФСИН России, административный истец данным правом ранее не обладала, сертификат на свое имя не получала, субсидия на приобретение или строительство жилья ей не предоставлялась, поэтому в связи с наличием условий, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приобрела самостоятельное право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
5 июня 2020 года представителем административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Амурской области Кутузовым В.А. через Благовещенский городской суд Амурской области подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 19 июня 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Кириленко А.О. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы представитель административных ответчиков указал, что Кириленко А.О. не имеет право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку она ранее улучшила свои жилищные условия в связи с получением матерью ФИО1 30 июля 2008 года государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета и приобретением в общедолевую собственность жилого помещения в "адрес", реализовав тем самым свое право на однократное улучшение жилищных условий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения не допущены.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2); проживает в общежитии (пункт 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил).
Из материалов дела следует, что Кириленко А.О. является прапорщиком внутренней службы, младшим инспектором дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, и имеет выслугу лет в календарном исчислении более десяти лет.
8 августа 2018 года Кириленко А.О. обратилась к начальнику УФСИН России по Амурской области с рапортом о принятии на учет с составом семьи из четырех человек: она, супруг Кириленко М.В, двое несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО2 для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N 18 от 28 августа 2018 года, Кириленко А.О. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Отказ мотивирован тем, что Кириленко А.О. ранее улучшила жилищные условия в качестве члена семьи матери ФИО1, которая являлась участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и получила жилищный сертификат, сумма которого была рассчитана с учетом Кириленко А.О, а в соответствии с пунктом 11 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз.
Разрешая заявленные Кириленко А.О. требования и проверяя законность указанного решения комиссии, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона N 283-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, оценив представленные в материалы доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований к отказу в постановке административного истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку государственный жилищный сертификат от 30 июля 2008 года был выдан ФИО1 (матери административного истца), которая проходила службу в ФСИН России, с учетом совместно проживающего члена семьи - Алекберовой (ныне Кириленко) А.О, не обладавшей на тот момент данным правом и не получавшей сертификат на свое имя.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами судов, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что административный истец Кириленко А.О. не может быть поставлена на учет в связи с тем, что ранее воспользовалась правом на получение от государства меры социальной поддержки по обеспечению жильем в составе семьи своей матери ФИО1, получившей государственный жилищный сертификат на приобретение жилья, сумма которого была рассчитана с учетом Кириленко А.О, основаны на неверном толковании закона.
Как следует из буквального толкования положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-Ф3 и пункта 11 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, правом получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения лицо может воспользоваться один раз за весь период прохождения службы, однако, приведенные положения распространяются на тех лиц, на имя которых был выдан сертификат, то есть на лиц, получивших именное свидетельство.
Согласно пункту 2 указанных Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
В 2008 году именной жилищный сертификат на приобретение жилья был предоставлен матери административного истца - ФИО1, которая проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы, уволена приказом начальника ФГУ ЛИУ-1 от 22 июня 2007 года N 199 и имела выслугу в календарном исчислении одиннадцать лет.
В свою очередь административный истец, достигнув выслуги лет в органах уголовно-исполнительной системы десять лет, приобрела самостоятельное право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что данным правом Кириленко А.О. не воспользовалась, сертификат на ее имя не выдавался и субсидия для приобретения или строительства жилья в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы ей не предоставлялась, отказ в постановке административного истца на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с получением ранее государственного жилищного сертификата правомерно признан судами незаконным.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Благовещенского городского суда Амурской области от 25 сентября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 19 декабря 2019 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 25 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Амурской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.