Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Панфилов А.П, Панфилова И.Ю. на решение Серышевского районного суда Амурской области от 6 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Панфилов А.П, Панфилова И.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области о признании незаконными действий и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Панфилова И.Ю. и Панфилов А.П. обратились в Серышевский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Серышевского района Амурской области (далее - Администрация), Главе Серышевского района Амурской области Кирдуну О.В. о признании незаконными постановлений об изменении вида разрешённого использования земельных участков.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они являются собственниками земельных участков с кадастровым номером N и N, имевших вид разрешённого использования "для животноводства и птицеводства". Постановлениями главы Серышевского района Амурской области Кирдуна О.В. от 31 мая 2019 года N 374 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N" (далее - Постановление от 31 мая 2019 года N 374) и от 31 мая 2019 года N 375 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N" (далее - Постановление от 31 мая 2019 года N 375) вид разрешённого использования указанных выше земельных участков был изменён на "для садоводства".
По мнению административных истцов, данные постановления противоречат требованиям действующего земельного и градостроительного законодательства и нарушают их права и законные интересы.
Изменение одного вида разрешённого использования земельных участков на другой вид разрешённого использования не могло производиться органами местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков.
Ранее имевшийся у земельных участков с кадастровыми номерами N и N вид разрешённого использования "для животноводства и птицеводства" соответствовал градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой они находились.
С учётом изложенного, Панфилов А.П. и Панфилова И.Ю. просили суд признать незаконными и отменить Постановления от 31 мая 2019 года N 374 и N 375 об изменении вида разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес", ТОО "Родина".
В ходе рассмотрения дела административные истцы изменили заявленные административные исковые требования. Дополнительно указав в качестве административного соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее - Управление Росреестра по Амурской области), они просили суд: признать недействительными (незаконными) Постановления от 31 мая 2019 года N 374 и N 375; признать незаконными действия Управления Росреестра по Амурской области по изменению сведений о разрешенном использовании земельных участков с кадастровыми номерами N и N; возложить на Управление Росреестра по Амурской области обязанность аннулировать записи новых характеристик земельных участков с кадастровыми номерами N и N (вид разрешенного использования - "для садоводства") с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости; возложить на Управление Росреестра по Амурской области обязанность восстановить записи прежних характеристик земельных участков с кадастровыми номерами N и N в кадастре недвижимости, указав их прежний вид разрешённого использования - "для животноводства и птицеводства".
Определением Серышевского районного суда Амурской области от 8 ноября 2019 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Томского сельсовета Серышевского района Амурской области и комитет по приватизации и управлению муниципальным имуществом администрации Серышевского района Амурской области.
Определениями Серышевского районного суда Амурской области от 28 ноября 2019 года по результатам рассмотрения ходатайства Панфилова А.П. и Панфиловой И.Ю. производство по настоящему административному делу в части требований к Администрации и главе Серышевского района Амурской области Кирдуну О.В. о признании незаконными Постановлений от 31 мая 2019 года N 374 и N 375 прекращено, в связи с тем, что обжалуемые постановления были отменены постановлением главы Серышевского района Амурской области от 26 ноября 2019 года N 839.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 6 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 марта 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Панфилова А.П, Панфиловой И.Ю. к Управлению Росреестра по Амурской области отказано.
30 июня 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы Панфилова А.П. и Панфиловой И.Ю, поданные ими 17 июня 2020 года через Серышевский районный суд Амурской области, в которых ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Серышевского районного суда Амурской области от 6 декабря 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 марта 2020 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Панфилов А.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "адрес", ТОО "Родина", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 14 августа 2018 сделана регистрационная запись N
До 14 августа 2018 года собственником земельного участка с кадастровым номером N являлась Панфилова И.Ю, которая приобрела его по договору купли-продажи от 17 июля 2015 года у ФИО5 (переход права собственности в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрирован 4 августа 2015 года)
В свою очередь, Панфиловой И.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: "адрес", ТОО "Родина" (государственная регистрация права собственности Панфиловой И.Ю. на указанный объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости произведена 24 октября 2013 года N
Изначально земельные участки с кадастровыми номерами N и N имели вид разрешённого использования "для садоводства".
5 октября 2017 года Панфилова И.Ю. подала в Администрацию заявление об изменении вида разрешённого использования данных земельных участков с "для садоводства" на "для животноводства и птицеводства".
Соответствующее заявление было удовлетворено, по результатам его рассмотрения 9 октября 2017 года главой Серышевского района Амурской области Кирдуном О.В. подписаны постановления N 1042 и N 1043 об изменении вида разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N на "для животноводства и птицеводства".
Сведения об изменении вида разрешённого использования земельных участков были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Позже, Постановлениями от 31 мая 2019 года N 374 и N 375 указанные выше постановления главы Серышевского района Амурской области от 9 октября 2017 года N 1042 и N 1043 были отменены.
Администрация направила данные постановления в Управление Росреестра по Амурской области, заявив о необходимости изменения вида разрешённого использования земельных участков с установленного "для животноводства и птицеводства" на прежний вид - "для садоводства".
Соответствующее решение органом регистрации прав было принято, в настоящее время согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 23 октября 2019 года N и N земельные участки с кадастровыми номерами N и N имеют вид разрешённого использования "для садоводства".
По делу также установлено, что главой Серышевского района Амурской области Кирдуном О.В. 26 ноября 2019 года подписано постановление N 839, которым были отменены как постановления от 31 мая 2019 года N 374 и N 375, так и повторно отменены постановления от 9 октября 2017 года N 1042 и N 1043.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, в том числе, относится вид (или виды) разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением основных сведений об объекте недвижимости), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусматривает, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Из анализа содержания приведённых положений Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ следует, что орган регистрации прав при поступлении решения (акта) органа местного самоуправления об изменении дополнительных сведений об объекте недвижимости обязан в установленный срок внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных к Управлению Росреестра по Амурской области административных исковых требований, суд первой инстанции, в выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, верно указал в решении, что орган регистрации прав в силу положений действующего законодательства о государственной регистрации недвижимости, получив из Администрации Постановления от 31 мая 2019 года N 374 и N 375, обосновано внёс изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, касающиеся вида разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N (исключил сведения о прежнем виде разрешённого использования "для животноводства и птицеводства" и указал - "для садоводства"). В то же время, постановление главы Серышевского района Амурской области от 26 ноября 2019 года N 839 не могло являться основанием для нового изменения вида разрешённого использования земельных участков, поскольку данным постановлением отменены как обжалованные административными истцами Постановления от 31 мая 2019 года N 374 и N 375, так и постановления главы Серышевского района Амурской области от 9 октября 2017 года N 1042 и N 1043, установившие для земельных участков вид разрешённого использования "для животноводства и птицеводства".
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с данными выводами нижестоящих судов.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией применительно к вышеприведённым положениям статей 8, 13, 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, подтверждают правомерность указания судов на необходимость отказа в удовлетворении административного иска. Суды правильно определили характер правоотношений, возникших между сторонами по административному делу, и нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, а также верно установили юридически значимые обстоятельства по делу и надлежащим образом оценили имеющиеся доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационных жалоб Панфилова А.П. и Панфиловой И.Ю. о том, что Управление Росреестра по Амурской области на основании постановления главы Серышевского района Амурской области от 26 ноября 2019 года N 839 должно восстановить в Едином государственном реестре недвижимости ранее исключённые из него сведения о виде разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N ("для животноводства и птицеводства"); что виды разрешённого использования "садоводство", "животноводство" и "птицеводство" относятся к единому классификационному использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения; что органом регистрации прав допущена техническая ошибка, исправление которой должно быть осуществлено судом, - по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций о том, что обжалуемые действия Управление Росреестра по Амурской области по внесению изменений в дополнительные сведения об объектах недвижимости действующему законодательству о государственной регистрации недвижимости не противоречили.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Серышевского районного суда Амурской области от 6 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 марта 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Панфилов А.П. и Панфилова И.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.