Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Акульшиной Т.В., судей Смоловой Н.Л., Чубаровой Н.В., при помощнике судьи Кубикове Д.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смоловой Н.Л. дело по апелляционной жалобе представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Вершинина Андрея Владимировича - удовлетворить.
Признать за Вершининым Андреем Владимировичем право собственности на комнату жилой площадью 14, 9 кв.м в коммунальной квартире, расположенной по адресу:... в порядке приватизации.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для регистрации права собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", УСТАНОВИЛА:
Вершинин А.В. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы с учетом уточнений о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Исковые требования мотивированы тем, что истец, проживающий и зарегистрированный по адресу:.., намеревался реализовать свое право бесплатной приватизации жилого помещения, состоящего из 1 комнаты (жилой площадью 14, 9 кв.м) в коммунальной квартире, расположенной по адресу:... Мать истца Вершинина Л.А. как наниматель данного жилого помещения не имеет возражений против приватизации истцом указанного жилого помещения и перехода этого помещения в индивидуальную собственность истца. Свое право на бесплатную приватизацию жилых помещений Вершинина Л.А. уже реализовала ранее. Вершинина Л.А. согласно договору социального найма жилого помещения N 5505-01-2008-1379405 является нанимателем спорного жилого помещения, на основании обменного ордера N 064885, серии 92 от 09.03.2001 г, выданного Мосжилсервис. В сентябре 2016 г..истец подал в ДГИ г..Москвы через МФЦ района Братеево г..Москвы необходимый пакет документов по вопросу предоставления государственной услуги "Приватизация гражданами жилищного фонда города Москвы" с намерением приватизировать спорное жилое помещение. Однако, ДГИ г..Москвы отказал истцу в предоставлении названной госуслуги, ссылаясь на отсутствие документов, устанавливающих регистрацию истца по месту жительства в период с 28.03.2001 г..по 25.07.2001 г, и в связи с этим невозможность установления участия либо неучастия истца в приватизации в указанный период. С даты своего рождения 19.02.1978 г..и до 27.03.2001 г..истец был зарегистрирован в г..Рославле Смоленской области. Поскольку истец является инвалидом с детства и для осуществления нормальной жизнедеятельности ему необходима постоянная помощь других лиц, он приехал из г..Рославль в г..Москву 28.03.2001 г, выписавшись с прежнего места жительства, чтобы поселиться вместе со своей матерью Вершининой Л.А.
Приехав к матери, он собирался зарегистрироваться по адресу:.., однако, из-за того, что предыдущий наниматель данного жилого помещения по не зависящим от истца и его матери обстоятельствам, долгое время не выписывался из жилого помещения, истец смог зарегистрироваться только 26.07.2001 г..Все время с 28.03.2001 г..по 25.07.2001 г..истец проживал с матерью по вышеуказанному адресу. Просит признать за ним право собственности на жилое помещение, состоящее из 1 комнаты (жилой площадью 14, 9 кв.м) в коммунальной квартире, расположенной по адресу:... в порядке приватизации.
Истец Вершинин А.В. в судебное заседание явился, исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Соколинская И.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Третьи лицо Вершинина Л.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец Вершинин А.В, третье лицо Вершинина Л.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся истца и третье лицо, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане России, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 6 данного Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Данный перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 того же Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Исходя из ч. 1 ст. 11 вышеназванного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам честного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Исходя из п. п. 3.1, 3.2 Единых требований к предоставлению государственных услуг в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве" перечень документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги, устанавливается административным регламентом предоставления государственной услуги и является исчерпывающим.
Согласно Административному регламенту, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" заявителем (физическим лицом) представляются документы: запрос (заявление) на предоставление государственной услуги и основной документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт: оригинал - при обращении заявителя). Остальные необходимые документы получаются уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти города Москвы, предоставляющего государственную услугу, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра (п. п. 2.5.1 - 2.5.4).
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: представление запроса и документов (их копий), не соответствующих установленным требованиям; наличие в представленных документах (и их копиях) противоречивых и (или) недостоверных сведений; обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем на предоставление государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом (в случае если, указанное основание было выявлено при процедуре принятия решения о предоставлении государственной услуги); обращение о выдаче документа, оформление которого не осуществляется в рамках данной государственной услуги (п. п. 2.10.1 - 2.10.2).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорное жилое помещение представляет собой одну изолированную комнату в коммунальной квартире, расположенную по адресу:.., общей площадью 25, 66 кв.м, жилой площадью 14, 9 кв.м.
Указанное жилое помещение было предоставлено третьему лицу Вершининой Л.А. на основании обменного ордера N 064885 Серии 92 от 05.03.2001 г, выданного МГКА "Мосжилсервис".
Помимо Вершининой Л.А. в данном жилом помещении с 26.07.2001 г. зарегистрирован ее сын Вершинин А.В.
17.04.2008 г. между Вершининой Л.А. и ДЖП и ЖФ г. Москвы был заключен договор социального найма жилого помещения N 5505-01-2008-1379405, согласно которому Вершининой Л.А. и членам ее семьи (Вершинин А.В.) передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, в виде одной изолированная комнаты N1 в коммунальной квартире, расположенной по адресу:.., состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире, общей площадью 25, 7 кв.м, жилой - 14, 9 кв.м.
Согласно данным выписки из домовой книги, истец и третье лицо в спорном жилом помещении зарегистрированы, оплата жилого помещения, коммунальных и прочих услуг производится регулярно.
В целях приватизации квартиры Вершинин А.В. 27.07.2016 г. обратился к ответчику через МФЦ района Братеево г. Москвы с письменным заявлением о предоставлении государственной услуги - заключение договора приватизации, однако письмом от 21.10.2016 г. ответчик отказал в предоставлении данной услуги, в том числе по причине отсутствия документов, подтверждающих регистрацию истца по месту жительства в период с 27.03.2001 г. по 26.07.2001 г, и в связи с чем невозможно установить факт участия либо неучастия истца в приватизации в указанный период.
Из справок ОГБУ "Смоленское областное бюро технической инвентаризации" от 17.05.2019 г, от 17.06.2019 г, истец Вершинин А.В. не имеет в собственности жилых помещений на территории г. Смоленска, Смоленской области, г. Рославль, в приватизации не участвовал.
Разрешая спор по существу, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями вышеизложенного законодательства, исходя из того, что Вершинин А.В. на предусмотренных законом основаниях по договору социального найма занимает комнату площадью 14, 9 кв.м в коммунальной квартире N... по адресу:.., где он постоянно зарегистрирован и проживает, его участие ранее в приватизации жилья не установлено, третье лицо Вершинина Л.А. свое право на приватизацию уже реализовала, данное жилое помещение не относится к жилым помещениям, которое в силу ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" не подлежат приватизации, суд первой инстанции признал за истцом Вершининым А.В. право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, не содержат, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Удовлетворяя исковые требования о признании права собственности на комнату в порядке приватизации, суд верно исходил из того, что жилое помещение по адресу:.., комната площадью 14, 9 кв.м, включено в фонд социального использования, аварийным не признано, к специализированному жилищному фонду не относится и не является служебным, истец Вершинин Л.А. вселился в квартиру на законном основании, фактически проживает в квартире и зарегистрирован в ней, включен в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи, ранее истец в приватизации жилья не участвовал, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Указание Департамента городского имущества г. Москвы в апелляционной жалобе на то, что ввиду не предоставления в ДГИ г. Москвы полного пакета документов, отказ в предоставлении государственной услуги был обоснованным, не влияет на существо постановленного судом решения.
Вершинин А.В. обратился в суд с требованиями о признании за ним права собственности на спорное жилое помещение, а не об оспаривании действий ДГИ г.Москвы по отказу в предоставлении государственной услуги.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что состоявшийся отказ ответчика в заключении с истцом договора передачи в его собственность комнаты с очевидностью препятствует им в приватизации квартиры во внесудебном порядке.
При проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.