Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Акульшиной Т.В, судей Куприенко С.Г, Лагуновой О.Ю, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кубиковым Д.М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акульшиной Т.В, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Аштаровой Людмилы Васильевны к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения с включением в него членов семьи нанимателя жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить договор социального найма жилого помещения с Аштаровой Людмилой Васильевной с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения - Аштаровой Юлии Шакировны, Аштаровой Яны Шакировны, АОШ, АЯА и КАА в отношении жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ****, УСТАНОВИЛА:
В суд поступило исковое заявление Аштаровой Л.В. к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения с включением в него членов семьи нанимателя жилого помещения.
В обоснование своих требований Аштарова Л.В. ссылалась на то, что на основании внутриведомственного ордера от 08 февраля 1993 года N *****, выданного жилищной группой Автомобильного завода Ленинского комсомола (АЗЛК), семья в составе 4 человек: Аштарова Л.В, **** года рождения, ее супруг - Аштаров Ш.М, **** года рождения, а также их дети - Аштарова Я.Ш, **** года рождения, Аштарова Ю.Ш. **** года рождения, были заселены в двухкомнатную квартиру N ****, расположенную по адресу: ******. Указанная квартира была предоставлена Аштаровой Л.В, являющейся работником Автомобильного завода Ленинского комсомола (АЗЛК). **** года у Аштаровой Л.В. и ее супруга - Аштарова Ш.М, родилась дочь - А О.Ш. ***** года брак между Аштаровой Л.В. и Аштаровым Ш.М. был расторгнут на основании решения Люблинского районного суда города Москвы от *** года. **** года Аштаров Ш.М. заключил брак с О С.А. **** года у Аштарова Ш.М. и О С.А. родилась дочь - А Е.Ш. С 13 января 2005 года Аштарова Л.В. была поставлена на учет в качестве многодетной матери, нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 2005 году в доме N ***, корпус *** по адресу: ****, начался капитальный ремонт (реконструкция) без отселения жильцов, в результате реконструкции дома образовались трехкомнатные квартиры и сменилась нумерация квартир. Так, квартире N **** присвоен номер ***, квартире N *** присвоен номер ****. Аштаровой Л.В, как многодетной матери, а также как нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоявшей на учете с 2005 года, в жилом доме была предоставлена трехкомнатная квартира N ****, общей площадью 57, 5 кв. метров, жилой площадью 43, 1 кв. метр. Был оформлен лицевой счет, в который семья Аштаровой Л.В. была внесена, как проживающие по данному адресу, без регистрации.
Проживающие ранее в квартире N ***** жильцы были переселены в квартиру N **** (ранее - *****). В соответствии с распоряжением Префекта ЮВАО города Москвы N **** от 30 декабря 2008 года жилая площадь, находящаяся в хозяйственном ведении ГУП "Жилищник-1" по адресу: *****, выведена из статуса общежития с последующей передачей в жилищный фонд города. На основании договора найма жилого помещения в общежитии от 15 марта 2009 года, заключенного между Аштаровым Ш.М. и ГУП "Жилищник-1", Аштаров Ш.М. совместно со своей дочерью - А Е.Ш. был переселен в комнату N 1, расположенную в двухкомнатной квартире N ****, расположенной в доме N **** по адресу: *****, в связи с чем, Аштаров Ш.М. был снят с регистрационного учета по месту жительства в квартире N ******. На момент предоставления комнаты, Аштаров Ш.М. не являлся членом семьи Аштаровой Л.В, поскольку брак между ними был расторгнут, совместное хозяйство не велось. А Е.Ш. членом семьи Аштаровой Л.В. никогда не являлась.
Распоряжением ДЖП и ЖФ города Москвы от 13 декабря 2012 года из хозяйственного ведения
ГУП "Жилищник-1" изъяты с их согласия все квартиры, расположенные по адресам: город *****.
Осенью 2014 года Аштарова Л.В. обратилась с заявлением в ДГИ по ЮВАО Москвы
для оформления
договора социального найма на занимаемую жилую квартиру N ****.
Необходимый комплект документов был сдан, в течение 5 месяцев специалисты ДГИ
требовали донесения дополнительных документов, и Аштаровой Л.В. был дан ответ о том, что они и ее семья незаконно занимают жилую квартиру N *****, в связи с чем, Аштаровой Л.В. было отказано в заключении договора
социального найма. ***** года у А О.Ш. родился сын - Аштаров Я.А. А О.Ш. является матерью-одиночкой.
***** года Аштарова Я.Ш. заключила брак с К А.С. ***** года у Аштаровой Я.Ш. и К А.С. родился сын - К А.А. Аштарова Я.Ш, Аштарова Ю.Ш, Аштарова Л.В, действующая за себя и в интересах
несовершеннолетней А О.Ш. обратились в суд с иском к ДГИ города Москвы о признании приобретшими право пользования жилым помещением, признании отказа в заключении договора социального найма на квартиру незаконным, признании права собственности на жилое помещение. В настоящее время в квартире N ****, расположенной по адресу: ****, проживают:
Аштарова Л.В, Аштарова Я.Ш, Аштарова Ю.Ш, А О.Ш, К А.С, К А.А, А Я.А. Согласно сведениям Единого жилищного документа и выписки из домовой книги, в трехкомнатной квартире N **** зарегистрированы: Аштарова Л.В, Аштарова Я.Ш, Аштарова Ю.Ш, А О.Ш, внук - К А.А, **** года рождения, внук - А Я.А, **** года рождения. Однако, согласно сведениям из выписки по финансовому лицевому счету N ***** в квартире N **** проживают, но не зарегистрированы: Аштарова Л.В, Аштарова Я.Ш, Аштарова Ю.Ш, А О.Ш, К А.А, *** года рождения и А Я.А, **** года рождения. Аштарова Л.В. исправно своевременно и в полном объеме оплачивает плату за жилищно-коммунальные услуги. Согласно сведениям информационной системы ДГИ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий стоит семья из пяти человек - Аштарова Л.В, Аштаров Ш.М, Аштарова Я.Ш, Аштарова Ю.Ш, А О.Ш. Как следует из ответа ГУП "Жилищник-1" от 24 апреля 2019 года б/н в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы N 814-ПП от 23.11.2004 г. жилой дом по адресу: *****, был принят в собственность города Москвы и передан ГУП "Жилищник-1" на праве хозяйственного ведения, на момент принятия общежития Аштарова Л.В. и члены ее
семьи проживали в квартире N **** и были зарегистрированы в ней; после проведения капитального ремонта Аштаровой Л.В, а также членам ее семьи была предоставлена квартира N 59, что подтверждается корешком о выдаче ордера на жилую площадь в семейном общежитии 20 апреля 2007 года;
распоряжением префекта ЮВАО города Москва от 30 декабря 2008 года N 6004жк дом по адресу: ******, был выведен из статуса общежития. Аштарова Л.В. обращалась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о заключении договора социального найма, однако до настоящего времени ответ не предоставлен, что послужило основанием для обращения в суд.
Истец в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика, третьи лица, в суд не явились, о времени и места рассмотрения дела извещены надлежащим образом, не просили об отложении рассмотрения дела, не сообщили суду о причинах неявки.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым представителем ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности С.В. Спесивцевой подана апелляционная жалоба.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Аштаровой Л.В, третьих лиц Аштаровой Я.Ш, Аштаровой Ю.Ш, А О.Ш. Азимов С.К, представитель третьего лица ГУП "Жилищник-1" Каширина Е.С. против доводов апелляционной жалобы возражали.
Истец Аштарова Л.В, представитель ответчика ДГИ г. Москвы, третьи лица Аштарова Я.Ш, Аштарова Ю.Ш, А О.Ш, к надлежащему извещению которых о слушании дела предпринимались необходимые меры, не явились.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, договор социального найма является документом, необходимым и достаточным для подтверждения права проживания в жилом помещении на условиях социального найма.
Согласно требованиям ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса указанных жилых помещений, следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно ч. 2 ст. 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с положениями статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Справкой ГУП "Жилищник-1" о переселении подтверждается право Аштаровой Л.В. па проживание в квартире N ****.
В связи с передачей общежития в муниципальную собственность Аштарова Л.В. в силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ приобрела право пользования предоставленной на законных основаниях спорной квартирой N 59 на условиях договора социального найма. Факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Судом установлено, что квартира была предоставлена Аштаровой Л.В. в установленном законом порядке до передачи дома в муниципальную собственность, в силу чего с Аштаровой Л.В, проживающей в жилом помещении - квартире N *****, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца об обязании Департамента городского имущества города Москвы заключить договор социального найма жилого помещения подлежали удовлетворению.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции оснований у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства настоящего дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда по существу разрешенного спора, а потому не могут быть приняты в качестве основания к отмене судебного постановления суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено правоустанавливающих документов на занятия спорного жилого помещения, истец в нем не зарегистрирован, сведений о предоставлении помещения истцу на законных основаниях также не имеется, не могут быть приняты в качестве основания к отмене оспариваемого судебного постановления в апелляционном порядке, ввиду того, что по существу сводятся к изложению позиции стороны ответчика относительно того, как суду следовало разрешить спор, несогласию с оценкой, данной судом установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и сделанным в этой связи выводам, которые, как следует из содержания оспариваемого судебного постановления приведены с указанием необходимых мотивов, обоснованы ссылками на нормы права, регулирующие спорные правоотношения сторон применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка в жалобе на ранее принятые судебные постановления по требования Аштаровой Я.Ш. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней А О.Ш. к ДГИ г. Москвы об обязании заключить договор социального найма на спорное жилое помещение, не может быть признана заслуживающей внимания, поскольку предметом рассмотрения данного иска являлись иные основания, чем те, которые были предметом рассмотрения в Люблинском районом суде г. Москвы по гражданскому делу N 2-2120/2016.
При этом судебная коллегия учитывает, что вступившим в законную силу решением Люблинского районного суда г. Москвы от 11 октября 2017 года Аштарова Л.В, А О.Ш, Аштрарова Ю.Ш, Аштарова Я.Ш. признаны прекратившими право пользования жилым помещением по адресу: ******** со снятием их с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
С учетом представленных по делу доказательств, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела; спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом. В связи с этим судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения суда, судебная коллегия также не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.