Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С, и судей Грибовой Е.Н, Кочергиной Т.В, при ведении протокола помощником Тутуниной О.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы на решение Коптевского районного суда города Москвы от 12 марта 2020 года, которым постановлено:
Требования фио к Департаменту городского имущества г. Москвы о прекращении записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, включении жилого помещения в наследственную массу, признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону удовлетворить частично.
Включить комнату общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенную по адресу:.., в наследственную массу фио, умершего 03.12.2018 г.
Признать за фио право собственности на комнату общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенную по адресу:.., в порядке наследования по закону после смерти брата - фио, умершего 03.12.2018 г.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности фио на указанный объект в Управлении Росреестра по Москве, УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о прекращении записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, включении жилого помещения в наследственную массу, признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону.
Исковые требования мотивированы тем, что 03 декабря 2018 года умер брат истца фио, который по день смерти проживал и был зарегистрирован в комнате общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенной по адресу:... Еще при жизни фио обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением на приватизацию указанного жилого помещения. Поскольку государственная регистрация договора передачи жилого помещения - комнаты общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенной по адресу:.., была произведена 24 декабря 2018 года, то есть после смерти фио, нотариусом г. Москвы было отказано фио в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанное жилое помещение. Иных наследников имущества, оставшегося после смерти фио, не имеется, в связи с чем истец просила суд прекратить запись в ЕГРН о государственной регистрации права собственности фио на жилое помещение - комнату общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенную по адресу:.., включить указанное жилое помещение в наследственную массу, оставшуюся после смерти фио, признать за истцом право собственности на данное жилое помещение в порядке наследования по закону
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамент городского имущества г. Москвы по доверенности фио в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать, ссылаясь на то, что надлежащих доказательств, подтверждающих родственные отношения истца фио и умершего фио в материалах дела не имеется.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, неправильное установление юридически значимых обстоятельств по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио, истца фио, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
На основании ст. 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 указанного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Пунктом 1 ст.1143 ГК РФ предусмотрено, что если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
В соответствии со ст.1153 ГК РФ, действия по принятию наследства, выражающиеся как в его фактическом принятии, так и путем подачи заявления в соответствующий нотариальный орган, должны быть совершены в течение шестимесячного срока со дня открытия наследства. Подача заявление о принятии наследства является правом гражданина, но не его обязанностью.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 03 декабря 2018 года умер фио, который при жизни был зарегистрирован по месту жительства и являлся нанимателем по договору социального найма N... комнаты общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенной по адресу:...
Согласно выписке из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей фио 18 октября 2018 года обратился в Департамент городского и имущества г.Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда г. Москвы" с целью получения права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, занимаемое им и расположенное по адресу:.., представив: документ, удостоверяющий личность, договор социального найма на приватизируемое жилое помещение.
29 ноября 2018 года между Департаментом городского и имущества г.Москвы и фио был подписан договор передачи N.., в соответствии с которым фио в индивидуальную собственность передано жилое помещение - комната общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенная по адресу:...
Из представленных в материалы дела по запросу суда материалов регистрационного дела в отношении жилого помещения - комнаты общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенной по адресу:.., следует, что документы на регистрацию договора передачи N... поступили в Управление Росреестра по г. Москве 13 декабря 2018 года, государственная регистрация договора произведена 24 декабря 2019 года, о чем в ЕГРН сделана запись N...
Как видно из материалов наследственного дела N 16/2019, открытого нотариусом г. Москвы фио к имуществу фио, в установленный законом срок 28 февраля 2019 года с заявлением о принятии наследства после смерти фио обратилась сестра фио
Иные наследники с заявлением о принятии наследства, оставшегося после смерти фио, к нотариусу г. Москвы не обращались.
Факт родственных отношений между истцом фио и умершим фио (сестра и брат), подтверждается представленными в материалы дела доказательствами:
- свидетельством о рождении фио, паспортные данные, в котором матерью указана фио, отцом - фио, - свидетельством о рождении фио, паспортные данные, в котором матерью указана фио, отцом - фио, - справка о заключении брака N 15, согласно которой 06.11.1978 г. был зарегистрирован брак между фио, паспортные данные, и фио, после заключения которого мужу/жене присвоены фамилии фио/ фио, - свидетельством о расторжении брака, согласно которому 26 июля 1984 года произведена регистрация расторжения брака между фио и фио, - свидетельством о заключении 01 марта 1985 года брака между фио и фио, паспортные данные, после заключения которого мужу/жене присвоены фамилии фио/ фио.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст.ст. 2, 7, 8 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования фио подлежат частично удовлетворению.
Поскольку фио, являясь нанимателем спорной комнаты, выразил при жизни волю на приватизацию жилого помещения, подав соответствующее заявление и все необходимые документы, при его жизни был заключен договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, им подписан и сдан, по его поручению, для государственной регистрации, суд признал, что тот факт, что договор передачи был зарегистрирован уже после смерти фио, не влечет недействительности договора передачи, а как следствие произведенной записи о его регистрации от 24 декабря 2018 года N.., поскольку в силу Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" фио не могло быть отказано в передаче жилого помещения в собственность.
При таком положении, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для прекращении записи от 24 декабря 2018 года N... в ЕГРН о государственной регистрации права собственности фио на жилое помещение - комнату общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенную по адресу:.., и посчитал, что указанное жилое помещение должно быть включено в наследственную массу после смерти фио
Учитывая, что истцом фио было в установленные законом сроки подано заявление о принятии ею наследства, оставшегося после смерти брата, иных наследников к имуществу фио не имеется, суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании за фио права собственности на комнату общей площадью 19, 8 кв.м, жилой площадью 14, 3 кв.м, расположенную по адресу:.., в порядке наследования по закону.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда, они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и применен закон, подлежащий применению.
Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что право собственности на спорное жилое помещение у фио не возникло, поскольку переход прав при его жизни не был осуществлен, в связи с чем занимаемая им комната не является наследственным имуществом, судебной коллегией признаются несостоятельными, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, без учета разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Доводы жалобы о необходимости проверки представленных в материалы дела документов в подтверждение родства между истцом и умершим наследодателем, судебная коллегия полагает также подлежащими отклонению, поскольку каких-либо объективных оснований сомневаться в их подлинности и достоверности ответчиком в ходе рассмотрения дела не приведено.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены судебного постановления апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 327- 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Коптевского районного суда города Москвы от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.