Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Ставича В.В.
при секретаре Бабашкиной З.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-10/2020 по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Ивановской области к Босиной Т.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Босиной Т.В. на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 января 2020 года о частичном удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Ивановской области (далее - МИФНС N5 по Ивановской области) первоначально обратилась в суд с административным исковым заявлением к Босиной Т.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в размере 1 854 руб, пени в размере 23, 54 руб, а также налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 67 руб, пени в размере 0, 74 руб, ссылаясь на то, что административный ответчик является собственником земельного участка площадью. 5000 кв.м. по адресу: *, а также квартиры по адресу: *, однако обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество надлежащим образом не исполняет.
В ходе судебного разбирательства административный истец отказался от исковых требований к Босиной Т.В. о взыскании с нее недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год и пени.
Определением Бабушкинского районного суда г.Москвы от 28 января 2020 года отказ МИФНС России N5 по Ивановской области от административного иска принят, производство по делу в данной части прекращено.
Уточнив заявленные требования, административный истец просил взыскать с Босиной Т.В. задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 388 руб. и 2016 год в размере 733 руб, пени на задолженность 2014 года в размере 4, 27 руб, на задолженность 2016 года в размере 14, 38 руб.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 января 2020 года административные исковые требования МИФНС России N5 по Ивановской области удовлетворены частично. Указанным решением постановлено:
взыскать с Босиной Т.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области земельный налог за 2016 год в сумме 733 рубля, пени в сумме 14 рублей 38 копеек;
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области в части требований о взыскании с Босиной Т.В. земельного налога за 2014 год и пени на указанную задолженность оставить без рассмотрения.
В апелляционной жалобе административный ответчик Босина Т.В. ставит вопрос об отмене судебного решения в части удовлетворения заявленных к ней требований как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, исследовав материалы административного дела N2а-141/2019 по заявлению МИФНС России N5 по Ивановской области к Босиной Т.В. о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, налогу на имущество физических лиц, выслушав объяснения административного ответчика Босиной Т.В, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Статьей 387 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Как предусмотрено статьей 396 Налогового кодекса РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Босина Т.В. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером * площадью 5 000 кв.м. по адресу: *, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серия *, выданным 7 декабря 1994 г. (л.д.75-76).
Административному ответчику начислен земельный налог за 2014 г. и 2016 г. в отношении данного земельного участка в сумме 388 руб. и 733 руб. соответственно, что подтверждается налоговыми уведомлениями N299993 от 21 марта 2015 года (л.д.6), N72462907 от 23 сентября 2017 года (л.д.19).
Согласно требованию N23912 Босиной Т.В. предложено в срок до 18 февраля 2016 года оплатить задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 388 руб. (л.д.9).
Требованием N7548 Босиной Т.В. предложено в срок до 3 апреля 2018 года оплатить задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 733 руб. (л.д.22).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N332 Бабушкинского района г.Москвы от 30 апреля 2019 года с Босиной Т.В. взыскана недоимка по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы и пени за просрочку уплаты налога (л.д.26 адмиинистративного дела N2а-141/2019).
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 23 апреля 2019 года - согласно почтовому штемпелю на конверте (л.д.25 административного дела N2а-141/2019), то есть с соблюдением требований пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ с учетом того обстоятельства, что сумма налога, подлежащего уплате Босиной Т.В, не превысила 3 000 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N332 Бабушкинского района г.Москвы от 20 мая 2019 года судебный приказ от 30 апреля 2019 года был отменен.
С настоящим иском в суд административный истец обратился 1 ноября 2019 года (л.д.38), то есть с соблюдением положений пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Судом установлено, что Босина Т.В. с 2011 года проживает по адресу: *, ранее проживала по адресу: *.
Из налогового уведомления N 299993 от 21 марта 2015 г. на уплату земельного налога за 2014 г. судом установлено, что данное уведомление направлено Босиной Т.В. по адресу: * (л.д. 6). Между тем, из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором * усматривается, что оно направлено Босиной Т.В. в почтовое отделение 119019, то есть по прежнему адресу: * (л.д. 8).
Требование N 23912 от 10 ноября 2015 года, согласно которому задолженность административного ответчика по земельному налогу составляет 388 руб. также направлено по прежнему месту жительства административного ответчика.
По утверждению Босиной Т.В, она не получала налоговое уведомление и требование об уплате налогов за 2014 год.
Налоговое уведомление и требование об уплате земельного налога за 2016 г. направлены Босиной Т.В. по адресу: г. Москва, ул. Верхоянская, д. 4, кв. 2 и были получены ею.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о удовлетворении заявленных административным истцом требований о взыскании с Босиной Т.В. задолженности по земельному налогу за 2016 год.
При этом суд исходил из того, что административным истцом правомерно и в установленном законом размере начислены ответчику земельный налог за 2016 год и пени на сумму задолженности в размере 14, 38 руб. Расчет сумм налога и пени объективно подтверждается представленными административным истцом документами, оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имелось, в связи с чем суд взыскал с Босиной Т.В. земельный налог за 2016 год в сумме 733 руб. и пени в сумме 14, 38 руб.
При этом судом проверены и отклонены доводы Босиной Т.В. о том, что она отказаласть от земельного участка по адресу: *, поскольку они объективными доказательствами не подтверждены.
Доводы Босиной Т.В. о наличии у нее инвалидности не приняты судом во внимание, поскольку не свидетельствуют об отсутствии у нее обязанности по уплате земельного налога, так как правом на льготу по земельному налогу в виде полного освобождения от его уплаты она не наделена, поскольку подобная льгота для Босиной Т.В. как инвалида 1 группы ни Налоговым кодексом РФ, ни актом представительного органа соответствующего муниципального образования (л.д.67) не предусмотрена.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Босиной Т.В. о том, что она отказалась от земельного участка в д.* еще в 1998 году, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку ничем объективно не подтверждены. При этом в материалах дела имеется свидетельство Босиной Т.В. о праве собственности на земельный участок площадью 5 000 кв.м в д.*. Согласно возражениям административного истца на апелляционную жалобу администрация Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области факт изъятия данного земельного участка не подтвердила (л.д.104).
При этом согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
С учетом изложенного, налоговым органом осуществлялось начисление Босиной Т.В. земельного налога согласно представленным сведениям о наличии у нее в собственности земельного участка.
Ссылки Босиной Т.В. на наличие у нее инвалидности * группы основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у Босиной Т.В. обязанности по уплате земельного налога.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Босиной Т.В. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.