Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Тиханской А.В., Михайловой Р.Б., при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-19/2019 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Международного фонда инвестиционных проектов Тореева И.В. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 11 января 2019 года, которым постановлено:
Ликвидировать Международный фонд инвестиционных проектов, зарегистрированный Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве (ОГРН ***) и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц, УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в суд с административным иском к Международному фонду инвестиционных проектов о ликвидации некоммерческой организации, мотивируя свои требования тем, что ответчик с 2009 года в нарушение установленного законом порядка не публикует отчет или сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет", либо иных средствах массовой информации о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. В адрес административного ответчика направлялись предупреждения, однако указанные в них нарушения устранены не были.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Международного фонда инвестиционных проектов со ссылкой на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснение представителей административного ответчика Козлова А.А, Тореева И.В, настаивающих на доводах апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца ГУ Министерства Юстиции Российской Федерации, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившего об уважительности причин своей неявки, проверив решение, приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы, поскольку для этого имеются основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ.
Как установлено судом при рассмотрении дела, Международный фонд инвестиционных проектов зарегистрирован в качестве юридического лица согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц за номером ***.
Из содержания п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 статьи 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как установлено судом, с 2009 года ответчик не публикует отчет или сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет", либо иных средствах массовой информации о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Главным Управлением Минюста России по Москве в адрес Международного фонда инвестиционных проектов вынесены предупреждения за N 77/03-24515 от 18 мая 2018 года, N 77/03-32923 от 29 июня 2018 года, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 10 августа 2018 года, которые исполнены не были.
Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что ответчик неоднократно в установленный законом срок не исполнял предусмотренную законом обязанность, кроме того ответчиком не представлено доказательств исполнения требований предупреждения ГУ Министерства Юстиции РФ по г. Москве.
Приходя к указанному выводу и удовлетворяя заявленные требования, суд не учел следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Исходя из указанного, суд первой инстанции, принимая решение, должен был с достоверностью установить, что ответчик не осуществляет деятельность в качестве юридического лица, не предоставляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.
Из материалов дела следует, что Международным фондом инвестиционных проектов осуществляет деятельность, в подтверждении продолжения деятельности Фондом представлены заключенные договоры на выполнение научно-исследовательских работ, бухгалтерские балансы, государственный контракт.
Таким образом, с учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные Фондом нарушения, не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у истца, принять решение о ликвидации некоммерческой организации - Международного фонда инвестиционных проектов в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, при том, что деятельность Фонда фактически не прекращалась.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Главным Управлением Минюста России по Москве требований, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 11 января 2019 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Международному фонду инвестиционных проектов о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого Государственного реестра юридических лиц отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.