Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В.
при секретаре Кулик Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-566/2019 по административному иску Коршаковской Н. к Государственному казенному учреждению г.Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании предоставить субсидию
по апелляционной жалобе административного ответчика ГКУ г.Москвы "Городской центр жилищных субсидий", подписанной представителем по доверенности М.О.М, с учетом дополнения к ней на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 4 декабря 2019 года о частичном удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Коршаковская Н. обратилась в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению г.Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании предоставить жилищную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что является гражданкой Румынии и собственником квартиры, расположенной по адресу: *, в которой она зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает. В связи с тем, что административный истец является пенсионером, получает пенсию по старости по системе пенсионного обеспечения РФ, при этом оплата коммунальных услуг составляет значительную часть ее дохода, 28 мая 2019 года она обратилась с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 29 мая 2019 года ею получен отказ в связи с непредставлением полного пакета документов, а именно: документа, подтверждающего гражданство РФ. Административный истец полагала такой отказ незаконным, ссылаясь на Соглашения между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 года.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 4 декабря 2019 года административные исковые требования Коршаковской Н. удовлетворены частично. Указанным решением постановлено:
признать незаконным и отменить решение Государственного казенного учреждения г.Москвы "Городской центр жилищный субсидий" от 29 мая 2019 года об отказе Коршаковской Н. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных платежей;
требования об обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе с учетом дополнения к ней административный ответчик ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Комаровой С.В, административного истца Коршаковской Н, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения к ней, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
В силу статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1).
Право на субсидии имеют: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7).
Согласно части 12 той же статьи с убсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Настоящие Правила определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Перечень документов, для предоставления в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявителя с заявлением о предоставлении субсидии установлен в пункте 8 Правил.
Требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, не допускается.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Коршаковская Н. является гражданкой Румынии, собственником квартиры по адресу: *, в которой зарегистрирована по месту жительства со 2 ноября 1999 года (л.д.33).
Коршаковская Н. постоянно проживает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, срок действия которого продлен до 31 мая 2021 года (л.д.32).
28 мая 2019 года Коршаковская Н. обратилась в Государственное казенное учреждение г.Москвы "Городской центр жилищный субсидий" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив следующие документы: вид на жительство, пенсионное удостоверение, подтверждающее право на льготу, единый жилищный документ, сведения о платежах за ЖКУ, справку о задолженности.
Заявление зарегистрировано за N 819-000329/19.
29 мая 2019 года Коршаковской Н. отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что в нарушение п. 1 Постановления Правительства РФ N 761 от 14 декабря 2005 года и п.2.9.1.1 Административного регламента, утвержденного Постановлением Правительства Москвы N 111-ПП от 27 марта 2012 года, ею был представлен неполный пакет документов, а именно отсуствует документ, подтверждающий российское гражданство (л.д.27).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения административного ответчика.
При этом суд исходил из того, что 24 декабря 1960 года между СССР и Румынской Народной Республикой заключено Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения.
Соглашение продолжает действовать в отношениях между Россией и Румынией в соответствии с Протоколом от 8 ноября 2005 года.
Настоящее Соглашение распространяется на все виды социального обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Договаривающихся Сторон. Под социальным обеспечением понимаются все виды обеспечения (в деньгах и натуре), которые предоставляются гражданам по старости, в случае болезни, по беременности и родам, инвалидности, а также в связи с потерей кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством Договаривающихся Сторон. Граждане одной Договаривающейся Стороны и члены их семей, постоянно проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, во всех вопросах социального обеспечения и трудовых отношений полностью приравниваются к гражданам этой Договаривающейся Стороны. При осуществлении социального обеспечения применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает гражданин, если настоящим Соглашением не предусмотрено иное. Социальное обеспечение предоставляется компетентными органами Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает гражданин, возбудивший ходатайство о предоставлении социального обеспечения, если настоящим Соглашением не предусмотрено иное (ст. 1-3).
С учетом изложенного, поскольку на граждан Румынии в силу названного выше Соглашения распространяются социальные гарантии, предусмотренные для граждан РФ, требование административного ответчика о предоставлении документа, подтверждающего российское гражданство Коршаковской Н, для решения вопроса о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг противоречит закону.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным и отменил решение административного ответчика от 29 мая 2019 года об отказе Коршаковской Н. в предоставленнии соответствующей субсидии.
Вместе с тем, прнимая во внимание, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или правомочным им учреждением, суд не установилзаконных оснований для обязания административного ответчика принять решение о предоставлении субсидии административному истцу.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что имеющийся у Коршаковской Н. вид на жительство не подтверждает ее право на постоянное проживание на территории РФ, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в ид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Право Коршаковской Н. на постоянное проживание на территории РФ подтверждается содержанием имеющего у нее вида на жительство (л.д.33).
Ссылки в дополнении к апелляционной жалобе на то, что компетентным органом по реализации Соглашения о сотрудничестве в области социального обеспечения между СССР и Румынской Народной Республикой от 24 декабря 1960 года является Пенсионный фонд РФ, не опровергают того обстоятельства, что данное Соглашение продолжает действовать в настоящее время, распространяет на граждан Румынии социальные гарантии, предусмотренные для граждан РФ, при этом п олномочия по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (п.2.3.1 Административного регламента предоставления государственной услуги г.Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг").
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 4 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ г.Москвы "Городской центр жилищных субсидий" - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.