Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б., судей Тиханской А.В., Коневой С.И., при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев по докладу судьи Тиханской А.В. в открытом судебном заседании административное дело N 2а-10/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика военного комиссариата г. Москвы по доверенности Андреевой Е.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 16 января 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Хорошилова А.А. к Призывной комиссии города Москвы в городе Троицк, Военному комиссариату города Москвы по ТиНАО, Военному комиссариату города Москвы о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии города Москвы (протокол N ***) от 28 октября 2019 года в отношении Хорошилова А.А, обязать военный комиссариат г. Москвы устранить допущенные нарушения в полном объеме, УСТАНОВИЛА:
Хорошилов А.А. обратился в суд с административным иском и просил признать незаконным решение призывной комиссии по г. Москве в городе Троицк от 28 октября 2019 года, на основании которого он признан годным к военной службе, "*** ", мотивируя свои требования тем, что он работает в *** в должности ***, а потому мероприятия, связанные с его призывом, должны были проводиться с 01 мая по 15 июля. Данное условие не было соблюдено, в связи с чем решение призывной комиссии о призыве его на военную службу является незаконным и нарушает его права.
Административный истец Хорошилов А.А. и его представитель Доценко С.А, представитель заинтересованного лица Нараба В.Н. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Андреева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель административного ответчика военного комиссариата г. Москвы по доверенности Андреева Е.В, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя административного ответчика военного комиссариата и администрации городского округа Троицк в г. Москве Андрееву Е.В, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, сочтя возможным в соответствии по ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, уважительных причин неявки не представивших, проверив решение, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены состоявшегося судебного решения; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Материалами дела подтверждается, что Хорошилов А.А. *** года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате Новомосковского и Троицкого административных округов города Москвы с 2015 года.
Хорошилову А.А. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы до 2021 года в связи с обучением в ***.
Приказом N *** от 21 мая 2019 года Хорошилов А.А. был отчислен за академическую задолженность.
С 02 сентября 2019 года административный истец работает в *** в должности ***.
28 октября 2019 года призывной комиссией принято решение о призыве Хорошилова А.А. на военную службу. По заключению призывной врачебной комисии Хорошилов А.А. признан годным к военной службе, категория "*** ".
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из того, что Хорошилов А.А, в обозначенный военным комиссариатом период времени, являлся педагогическим работником, о чем уведомил призывную комиссию, в связи с чем оснований для призыва Хорошилова А.А. на военную службу не имелось.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными и оснований не согласиться с ними не усматривает.
Так, согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (пункт 1 статьи 1), а основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26); устанавливает категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу статей 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу положений статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. При этом названной статьей определены исключения из общего правила, устанавливающего периоды призыва на военную службу, в том числе для граждан, являющихся педагогическими работниками образовательных организаций, которые призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля (подпункт "в" пункта 1).
Законоположения, дифференцирующие сроки призыва на военную службу определенных ими категорий граждан, в том числе граждан, являющихся педагогическими работниками образовательных организаций, обязательны для ответственных за организацию призыва на военную службу органов и должностных лиц, которые, соответственно, должны организовать и провести призывные мероприятия в отношении каждой категории граждан, указанных в пункте 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в установленные для нее законом сроки.
Действующее законодательство не предусматривает возможность призыва на военную службу для граждан, являющихся педагогическими работниками образовательных организаций.
Из материалов дела следует, что с 02 сентября 2019 года по настоящее время Хорошилов А.А. состоит в трудовых отношениях с *** в должности *** (л.д. 65).
Таким образом в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Хорошилов А.А, являясь педагогическим работником, не подлежал призыву на военную службу в период призыва с 01 апреля по 15 июля, в связи с чем оснований для принятия в отношении него решения о призыве на военную службу в указанные период у призывной комиссии не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что Хорошилов А.А. не имеет право на занятие педагогической деятельностью, поскольку не имеет высшего профессионального образования, судебной коллегией отклоняется, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 08.08.2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" должность педагог дополнительного образования отнесена к должностям иных педагогических работников. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что административный ответчик не является лицом, которому представлено право на оспаривание трудового договора, заключенного между административным истцом и образовательным учреждением.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 16 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика военного комиссариата г. Москвы по доверенности Андреевой Е.В.- без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.