Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей Н.С. Кирпиковой, В.В. Ставича
при секретаре Л.Р. Зейналян, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе В.А. Силаева на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2020 года по административному иску В.А. Силаева к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в приеме документов, установила:
В.А. Силаев обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги по рассмотрению вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Требование мотивировано тем, что Департамент требует для оказания государственной услуги согласие на обработку персональных данных О.Л. Силаевой, которая не является членом семьи истца.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе В.А. Силаева ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии административный истец В.А. Силаев и его представитель по доверенности В.Ф. Сурдина доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив письменные материалы дела, выслушав объяснения В.А. Силаева и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что 10 августа 2019 года В.А. Силаев обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы N33-5-91263/19-(0)-1 от 23 сентября 2019 года было отказано в принятии запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно ввиду отсутствия документов, предусмотренных п. 2.5.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N521-ПП, подлежащих обязательному предоставлению заявителем:
- основной документ, удостоверяющий личность члена семьи заявителя (копия паспорта О.Л. Силаевой);
- документы, подтверждающие виды и размер доходов заявителя и членов его семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги (пункт 2.5.1.1.17 Регламента), а именно:
- трудовая книжка (и ее копия для неработающих лиц; и ее копия, заверенная работодателем, для лиц, состоящих в трудовых отношениях, копии трудовых книжек для всех совершеннолетних членов семьи) (пункт 2.5.1.1.17.1 Регламента);
- документ, содержащий сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации (выписка из Пенсионного фонда о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-6 за 2017-2018 гг. для все совершеннолетних членов семьи (п. 2.5.1.1.17.4 Регламента).
Также обращено внимание заявителя, что запрос (заявление) о предоставлении государственной услуги должно быть подписано всем членами его семьи, в запросе отсутствует согласие (подписи) О.Л. Силаевой на обработку персональных данных.
Кроме того, установлено, что на момент обращения за оказанием государственной услуги В.А. Силаев зарегистрирован по адресу: ***. Помимо истца в указанном жилом помещении также зарегистрирована О.Л. Силаева.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 26 июля 2019 года В.А. Силаев признан утратившим право пользования данным жилым помещением и выселен из него. Однако, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 октября 2019 года указанное решение было изменено, прекращено право постоянного пользования В.А. Силаева жилым помещением по адресу: г. *** и сохранено за В.А. Силаевым право временного пользования данной жилой площадью сроком до 1 июня 2020 года с последующим выселением и снятием с регистрационного учета.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон) жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
В соответствии со ст. 11 Закона гдля признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
В силу ст. 1 Закона члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Как предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу ч. 4 ст. 11 Закона с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеуказанными положениями Закона, оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд верно исходил из того, что в принятии заявления истца Департаментом городского имущества г. Москвы было отказано обоснованно, поскольку предусмотренные п. п. 2.5.1.1.16.4, 2.5.1.1.16.5, 2.5.1.1.17.4 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N521-ПП, истцом предоставлены не были, в связи с чем у Департамента городского имущества г. Москвы имелись предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона основания для отказа в принятии заявления, так как указанные документы не могут быть получены ответчиком по межведомственным запросам.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных доказательствах.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы истца о том, что у Департамента городского имущества г. Москвы отсутствовали основания для отказа в приеме документов, так как все необходимые документы были ему предоставлены, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в апелляционной жалобе не оспаривается, что при подаче заявления от 10 августа 2019 года за В.А. Силаевым в судебном порядке было сохранено право пользования жилым помещением, принадлежащим О.Л. Силаевой, документы, поименованные в уведомлении Департамента городского имущества г. Москвы N33-5-91263/19-(0)-1 от 23 сентября 2019 года, в материалы дела не представлено.
При определении комплектности представленных В.А. Силаевым документов Департамент городского имущества г. Москвы не вышел за рамки установленных законом требований, предусматривающих представление заявителями сведений о наличии у них и членов их семьи прав на пригодные для постоянного проживания жилые помещения, расположенные за пределами города Москвы и Российской Федерации, а также уровне дохода и жилищной обеспеченности заявителя и членов его семьи, так как данные сведения не могли быть собраны Департаментом городского имущества г. Москвы самостоятельно.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку порядок рассмотрения заявления В.А. Силаева Департаментом городского имущества г. Москвы был соблюден, основания для отказа в принятии документов имелись, содержание полученного истцами ответа соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.