Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.В. Тиханской, О.В. Гордеевой, при секретаре А.А. Слизовском, с участием прокурора Е.Ф. Оглио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе административного истца Т.И. Аббасовой на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 14 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Т.И. Аббасовой к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино о признании незаконным решения от 6 августа 2020 года об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты, УСТАНОВИЛА:
Т.И. Аббасова обратилась в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино об отмене решения от 6 августа 2020 года N35/10 об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты, мотивируя свои требования тем, что правовые основания для принятия оспариваемого решения отсутствовали, вывод комиссии о недостоверности представленных подписей избирателей противоречит действующему законодательству.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Т.И. Аббасова.
В заседание судебной коллегии представитель административного истца Т.И. Аббасовой по доверенности Ю.А. Ермак явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Председатель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино Е.А. Забанова и члены избирательной комиссии И.П. Гуличев, АВ. Князев просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Е.Ф. Оглио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Установлено, что дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Марьино по многомандатному избирательному округу N1 назначены на 13 сентября 2020 года.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 10 декабря 2015 года N115/66 сформирована Территориальная избирательная комиссия района Марьино, на которую возложены полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино от 6 августа 2020 года N35/10 Т.И. Аббасовой отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Марьино в г. Москве по многомандатному округу N 1 по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Т.И. Аббасова обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением об отмене вышеуказанного решения, полагая, что проверка подписей в поддержку выдвижения его кандидатом не выявила недостоверных данных, в связи с чем позиция избирательной комиссии не согласуется с предписаниями Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 17 этой же статьи.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей (часть 6 статьи 37 Избирательного кодекса адрес; пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Согласно пп. 5 п. 20 ст. 37 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Из материалов дела усматривается, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого в депутаты Совета депутатов муниципального округа Марьино в г. Москве, в соответствии с решением избирательной комиссии от 22 июля 2017 года составляет 42 подписи.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, избирательной комиссией использовалась система ГАС "Выборы", осуществлены запросы в органы внутренних дел, при проверке подписей был привлечен эксперт, которым даны заключения.
По результатам проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Т.И. Аббасовой, проведенной рабочей группой, из 46 проверенных подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, признаны недостоверными (недействительными) - 19 подписей.
Судом достоверно установлено, что из 52 подписей избирателей, представленных истцом в избирательную комиссию, лишними являются 6 подписей, которые Т.И. Аббасова вычеркивать отказалась, а недействительными (недостоверными) являются 19 подписей, как подпись лица, выполненная от имени одного лица другим лицом, что подтверждено заключениями главного специалиста ЭКЦ УВД по ЮВАО г. Москвы Н.В. Родионовой.
При этом почерковедческое исследование и выводы эксперта судом признаны аргументированными.
Таким образом, выявленное в ходе проверки количество подписей избирателей, признанных недействительными, составило менее минимального количества, необходимого для регистрации кандидата в депутаты.
При таких обстоятельствах суд справедливо расценил законным и обоснованным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино от 6 августа 2020 года N35/10 об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы о несущественности нарушений необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что избирательная комиссия не предоставила кандидату возможности исправить выявленные недостатки, в то время как другим кандидатам в депутаты такое право было предоставлено, не могут являться основанием для отмены состоявшегося решения, так как не опровергают выводов суда о недостоверности (недействительности) предоставленных административным истцом подписей избирателей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что должностные лица избирательной комиссии создавали Т.И. Аббасовой препятствия в реализации его прав, не нашли своего подтверждения и не могут являться основанием для отмены состоявшегося решения, так как не опровергают выводов суда о недостоверности (недействительности) предоставленных административным истцом подписей избирателей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции суд, рассмотревший дело, не допустил нарушения принципов беспристрастности и состязательности судебного разбирательства, поскольку исследовал в судебном заседании письменные доказательства непосредственно, в том числе подлинные подписные листы, приобщив к материалам административного дела копии письменных доказательств, что не противоречит требованиям ст.ст. 60, 70 КАС РФ. Кроме того, суд предоставил стороне административного истца достаточное время для ознакомления с представленными доказательствами и возражениями, объявив в судебном заседании перерыв.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано соблюдение избирательного законодательства.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 14 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.